Опера Перголези «Служанка-госпожа»
La serva padrona
12.01.2011 в 00:00.Перголези. «Служанка-госпожа». A Serpina penserete (М.Бонифаччо)
Интермедия в двух сценах; либретто Дж. Федерико.
Первая постановка: Неаполь, театр «Сан-Бартоломео», 28 августа 1733 года.
Действующие лица:
Уберто (бас), Серпина (сопрано), Веспоне, слуга Уберто (мимическая роль).
Сцена первая
Уберто с нетерпением ждет, когда горничная Серпина принесет шоколад («Aspettare е поп venire»; «От забот я не сплю ночами»). Уберто считает поведение горничной невыносимым, он хочет уйти из дома, но служанка ему это запрещает («Stizzoso, mio stizzoso»; «Зачем вам так горячиться?»). Тогда Уберто просит Веспоне немедленно найти ему жену, которая бы освободила его от тиранства служанки. Но та объявляет, что женится он только на ней: Серпина поняла, что несмотря на напускную строгость, хозяин относится к ней с нежностью (дуэт «Lo conosco a quegli occhietti; «Понимаю я прекрасно»).
Сцена вторая
Серпина подговорила Веспоне: если ей удастся выйти замуж за Уберто, то и слуге немало перепадет. Она заявляет хозяину, что решила выйти замуж за капитана Темпеста, отличающегося ужасным характером. Она покинет дом, в котором выросла, и надеется, что ее не забудут («А Serpina penserete»; «Знаю я, вам скучно будет»). Уберто искренне взволнован («Son imbrogliato io gia»; «Ах, не могу я понять»). Жених Серпины вскоре появляется и дает понять, что он требует огромное приданое. Уберто упрямится. Тогда капитан грозит ему расправой, если он сам не женится на девушке. Уберто решает, что брак с ней — наименьшее зло. Едва достигнув цели, Серпина открывает, что Темпеста — переодетый Веспоне. Уберто смиряется со своей судьбой, и нежный дуэт завершает сцену («Perte io ho nel core»; «Что в сердце ощущаю»).
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
СЛУЖАНКА-ГОСПОЖА (La serva padrona) — интермедия Дж. Перголези в 2 сценах, текст Дж. А. Федерико. Премьера: Неаполь, театр «Сан-Бартоломео», 5 сентября 1733 г.
Первоначально намерение автора сводилось к тому, чтобы написать веселую и несложную интермедию, контрастную по характеру медлительно развертывающемуся действию оперы-сериа («Служанка-госпожа» исполнялась в антрактах оперы Перголези «Гордый пленник»); триумф постановки доказал возможность самостоятельного исполнения. Повсеместному успеху способствовала простота оперы, рассчитанной на двух певцов (третья роль — немая). Вскоре эта комическая интермедия была поставлена в Германии (1740), затем во Франции (1746). Исполненная в Париже в 1752 г., она вызвала ожесточенную дискуссию о путях развития национальной комической оперы — так называемую «войну буффонов». Результатом этого спора явилась опера «Деревенский колдун» Ж. Ж. Руссо.
«Служанка-госпожа» открыла новый этап в развитии итальянской оперы-буффа. Несложное действие, ярко очерченные комические характеры, музыка, близкая народной, полная блеска и юмора, жизненной энергии и доступная для самых неподготовленных слушателей, чередующая небольшие арии и речитативы-секко и лишь в финале каждой из сцен обращающаяся к дуэту, — таково построение этой интермедии.
Старый холостяк доктор Уберто возмущен поведением служанки Серпины, которая совершенно не заботится о нем. Он грозит положить конец ее своеволию и найти себе жену. Серпина отвечает, что лучшей жены, чем она, ему не сыскать. Уберто возмущен ее дерзостью. Серпина решает прибегнуть к хитрости. Ей помогает слуга доктора, Веспоне, который переодевается кроатским офицером и выдает себя за ее жениха. В сердце Уберто вспыхивает ревность, к тому же Серпине удается взволновать его своими слезами. Он не прочь жениться, но опасается пересудов. Мнимый офицер требует за Серпиной огромного приданого, угрожая в противном случае убить старика. Скупой Уберто решает жениться на служанке, чтобы не расставаться с деньгами.
Впервые в России интермедия была исполнена в 1773 г. воспитанницами Смольного института, на профессиональной сцене — в Петербурге, в Эрмитажном театре, 20 октября 1787 г. Премьера последней постановки — в петербургском Мариинском театре 12 июня 1999 г.
«Служанка-госпожа» — одна из первых экранизированных опер (1932, режиссер Дж. Маннини).
На тот же текст написаны оперы Дж. Абоса, Дж. Паизиелло, Э. Танчони и др.
А. Гозенпуд
Публикации
- Семь оперных вечеров в Минске (окончание) (operanews.ru) (12.01.2015 в 18:33)
- В столице Беларуси состоялся Пятый Рождественский оперный форум (belcanto.ru) (09.01.2015 в 15:38)
- Фаворитка придворного театра в Театре Петербургской консерватории (belcanto.ru) (20.04.2006 в 15:51)