Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Римского-Корсакова «Сервилия»

Servilia

12.01.2011 в 13:59.

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

Опера в пяти действиях; либретто композитора по одноименной драме Л. Мея.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 1 (14) октября 1902 года, под управлением Ф. Блуменфельда.

Действующие лица:

Софроний Тигеллин, префект преторианцев (бас), Тразея Пет, сенатор (тенор), Соран Бареа, сенатор (бас), Паконий Агриппин, сенатор (бас), Гельвидий Приск, сенатор (бас), Монтан (тенор), Валерий Арулен Рустик, народный трибун (тенор), Эгнатий, отпущенник сенатора Сорана (баритон), Фульциний Афер, горожанин (тенор), Авидий Гиспо, горожанин (бас), Цест, горожанин (бас), Велокс, горожанин (бас), Мелла, горожанин (тенор), Старик (бас), Претор (бас), Глашатай (тенор), Центурион (бас), Раб (тенор), Сервилия, дочь сенатора Сорана (сопрано), Антония, кормилица Сервилии (меццо-сопрано), Локуста, волшебница (меццо-сопрано), Неволея, невольница Локусты (сопрано), Призрак (меццо-сопрано), Продавец поленты, мальчик (меццо-сопрано), Девочка-цветочница (сопрано).
Сенаторы, трибуны, жрецы, канефоры, писцы, преторианцы, гладиаторы, музыканты и музыкантши, певцы, плясуньи, рабы, невольницы, прохожие, народ.

Действие происходит в Риме в 67 году н. э.

Действие первое

Римский форум. Утро. Несколько граждан беседуют между собой о лживом доносе на сенаторов и на трибуна Валерия Рустика. Решив предупредить своих патронов, они расходятся. Глашатай объявляет: «По случаю торжеств и шествия в честь праведной Минервы... Нерон... велел открыть для игр и для зрелищ театр и цирк...» Толпа ликует. Но вот проносится слух о том, что в окрестностях Рима вновь появились христиане. Народ встревожен, однако в это время появляется священная процессия. В религиозном благоговении все падают на колени, лишь один старец продолжает неподвижно сидеть на скамье. Вдруг он поднимается и с горящими глазами обращается к народу: «Безумцы... Ваши боги – мрамора осколок». С этими словами он разбивает посохом изваяние Дианы. Поняв, что старик – христианин, народ устремляется на него с каменьями и ножами. С террасы дома сенатора Сорана дочь его Сервилия в волнении следит за происходящим. Неожиданно в толпу врывается трибун Валерий и повелительным жестом останавливает толпу: «Забыли вы, что нет самоуправства, что только кесарь наш имеет право на жизнь и смерть?» – восклицает он. Сервилия поражена красотой, силой и благородством молодого трибуна. Валерий обращает свой взгляд на Сервилию, и в его сердце зажигается любовь к ней.

Действие второе

Бесчинства и произвол, чинимые всесильным префектов Тигеллином, переполнили чашу народного терпения; сенаторы во главе с Паконием пишут письмо Нерону. Эгнатий, вольноотпущенник сенатора Сорана, должен передать это письмо цезарю. Но Эгнатий оказывается предателем. За потайной дверью он спрятал Тигеллина и раскрыл ему тайные замыслы сенаторов. Тигеллин удивлён: что толкает Эгнатия на предательство: «...какая страсть твой разум окрыляет? Месть?.. жажда власти?.. ненависть?..» – «Любовь», – отвечает Эгнатий.

Действие третье

Дом Сорана. Сервилия сидит за пяльцами. Соран сообщает дочери о своём решении выдать её замуж за своего друга Тразею. Сервилия в отчаянии: ведь она любит Валерия.

Появившийся Тразея говорит Сорану, что его приёмный сын Валерий томится от любви к Сервилии. Тразея готов отказаться от Сервилии во имя счастья молодых. Приходит Валерий. Он более не может скрывать своего чувства к Сервилии. Тразея и Соран благословляют их. Счастью Валерия и Сервилии нет границ. Но радость их омрачается внезапным приходом центуриона. Именем цезаря Сорана и Тразею обвиняют в измене Риму.

Действие четвёртое

В дом волшебницы Локусты приходит Эгнатий. Он знает, что сюда должна прийти Сервилия, и поджидает её. Сервилия приходит узнать, какая участь готовится её отцу. Эгнатий признаётся Сервилии в любви, но она с гневом отвергает его. Тогда, объявив ей, что Валерий якобы погиб от руки убийцы, Эгнатий уходит, заперев Сервилию в логове Локусты. Сервилия хочет умереть, чтобы избежать позора, но невольница Локусты, христианка Неволея, освобождает её.

Действие пятое

Капище Венеры. Трибунал судит Сорана и Тразею. Их обвиняют в измене и приговаривают к изгнанию, а Сервилию поручают Эгнатию. B этот страшный миг появляется Валерий и, пользуясь своим правом народного трибуна, налагает «вето» на решение суда.

Отныне Сервилия свободна, но силы покидают её, и она умирает на руках Валерия.


СЕРВИЛИЯ — опера Н. Римского-Корсакова в 5 д., либретто композитора по одноименной драме Л. Мея. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 1 октября 1902 г., под управлением Ф. Блуменфельда.

Эту оперу, написанную в 1900-1901 гг., сам автор назвал, как и "Пана воеводу" (1902-1903), оперным интермеццо. Действительно, «Сервилия» не принадлежит к числу удачных произведений великого композитора. Эта самая слабая из трех драм Мея не привлекла внимания театра. По-видимому, кроме симпатии Римского-Корсакова к творчеству поэта, вдохновившего его на создание двух замечательных опер — "Псковитянки" и "Царской невесты", известную роль в выборе сюжета «Сервилии» сыграла мысль о возможном применении драмы к современности.

Действие пьесы происходит в Риме в 67 г. н. э., в царствование Нерона. Префект преторианцев (начальник придворной гвардии) Тигеллин, жестокий временщик, хочет уничтожить лучших людей Рима во главе с трибуном Валерием. Из-за предательства Эгнатия, вольноотпущенника сенатора Сорана, Тигеллин узнает о попытке группы сенаторов покончить с его самовластием и арестовывает их. Сервилия, дочь Сорана, невеста Валерия, едва не попадает в руки тайно влюбленного в нее Эгнатия. Валерию удается избежать гибели и спасти Сервилию, но измученная испытаниями девушка умирает, призывая окружающих обратиться в христианство. Потрясенные свидетели ее смерти провозглашают: «Верую!»

Сюжетные мотивы пьесы Мея носят аллюзионный характер и применены к российской действительности 1840-50-х гг. Для отечественного искусства изображение тирании цезарей и свободолюбия римских республиканцев часто являлось замаскированным обличением царизма. Т. Шевченко изображал христиан Древнего Рима, имея в виду декабристов (поэма «Неофиты»). Л. Толстой писал, что христиане в Древнем Риме были тем, чем являются в современности революционеры. К сожалению, пьеса Мея не могла дать много пищи творчеству композитора. Образы ее бледны, действие лишено драматизма, лирика пассивна. Наиболее интересен образ главной героини, родственный излюбленным женским персонажам композитора. В нем — кроткая задумчивость, нежность и, при всей хрупкости, внутренняя сила. Сервилия близка Марфе из «Царской невесты» и Снегурочке. К лучшим страницам оперы относятся сцена гадания у волшебницы Локусты, заговор сенаторов, восточные пляски и финал. Мужество, благородство свойственны образам защитников свободы Рима.

Спектакль не имел успеха и быстро сошел со сцены. Вторая постановка была осуществлена в 1904 г. артистами Оперного товарищества в Москве, но тоже успеха не имела. Оперный ансамбль ВТО исполнял «Сервилию» в 1944 г.

А. Гозенпуд

Записи

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова