Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Сен-Санса «Самсон и Далила»

Samson et Dalila

12.01.2011 в 20:37.

Питер Пауль Рубенс. «Самсон и Далила»

Опера в трех действиях Камиля Сен-Санса; либретто Ф. Лемера по библейской легенде.
Первая постановка: Веймар, 2 декабря 1877 года.

Действующие лица: Далила (меццо-сопрано), Самсон (тенор), Верховный жрец Дагона (баритон), Абемелех, газский сатрап (бас), Старый иудей (бас), Гонец филистимлян (тенор), Первый филистимлянин (тенор), Второй филистимлянин (бас). Иудеи, филистимляне.

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 году до н.э.

Действие первое

Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям — филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. «Свобода близка! Браться, порвём оковы!» — восклицает он.

Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.

Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям «лучше заслужить снисхождение победителей», чем пытаться поднять восстание.

Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.

Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...

Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ — старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.

Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.

Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...

Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной «жалу змеи». Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе

Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!

Сад озаряется холодным светом — это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.

Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!

Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.

Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.

...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.

Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: «трус». Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...

Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.

Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете — даже жизнь, — лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.

Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.

У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.

Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.

Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.

М. Сабинина, Г. Цыпин


САМСОН И ДАЛИЛА (Samson et Dalila) — опера К. Сен-Санса в 3 д., либретто Ф. Лемера. Посвящена П. Виардо. Премьера: Веймар, 2 декабря 1877 г., под управлением Ф. Листа. С большим успехом была поставлена в Гамбурге, Кёльне, Дрездене, Праге, но без рассмотрения отвергнута дирекцией «Гранд-опера». Только в 1890 г. оперу «заметили» на родине композитора, в Руане (премьера — 3 марта). На парижской сцене она была впервые поставлена 23 ноября 1892 г., то есть через 15 лет после веймарской премьеры. Правда, отрывки из нее исполнялись в концертах.

Сен-Санс занимал особое положение во французской музыке конца XIX в., преодолев увлечение Вагнером. Он указывал на это в критических выступлениях, подчеркивая свою враждебность «вагнеровской религии». Будучи по убеждениям и принципам классиком, он, однако, не чуждался романтических настроений и средств выражения. Но стиль его музыки, как и Берлиоза, отличался от современной ему французской оперы.

Композитор задумал «Самсона и Далилу» как ораторию и только уступая настояниям либреттиста согласился переделать ее в оперу. Однако ораториальная природа сохранилась. Отсюда преобладающая роль хоров, в музыкальной драматургии — медлительность развития действия, монументальная статика. Обратившись к библейской легенде, вдохновлявшей многих композиторов (среди них Рамо и Генделя), Сен-Санс стремился воплотить в образах прошлого современное содержание. Преданный врагами на поругание, ослепленный герой, вновь обретающий силы, чтобы уничтожить врага,— образ героической Франции в недавней войне с Пруссией. «Самсон и Далила» — произведение эпически мощное, воплощающее патриотическую и героическую идею.

Действие развертывается в легендарные времена (условно — XII в. до н. э.), в пору порабощения Иудеи филистимлянами. Самсон поднимает упавший дух народа и возглавляет его борьбу с противником. Филистимлянка Далила, жрица храма Дагона, с притворной радостью встречает победителя. Ее красота поражает Самсона, и он открывает ей тайну: его мощь заключена в волосах. Она решает выдать героя в руки врагов. Когда он засыпает в ее объятиях, Далила остригает его волосы, и Самсон теряет силу. Ослепленный филистимлянами, герой превратился в жалкого раба.

В храме Дагона филистимляне празднуют победу. Сюда на посмешище приведен некогда могучий Самсон. Первосвященник велит ему воспеть красоту Далилы. Самсон обращается к небу с мольбой вернуть ему хоть на миг прежнюю силу и зрение. Обхватив руками мраморные колонны, поддерживающие своды, он потрясает их основание. Все рушится, погребая под развалинами Самсона и его врагов.

Музыка передает скорбь и отчаяние порабощенного народа, мужественные, властные интонации Самсона, надменную кичливость филистимлян, обольстительную чувственную прелесть Далилы. Мелодика коварной жрицы прекрасна, в ней — нега, упоение, страсть, словно она сама верит в искренность своих чувств. Ф. Лист, поклонник замечательной оперы, заметил, что в музыке Далилы один недостаток: она слишком искренна. Впрочем, прибавлял Лист, это доказывает лишь, что настоящая музыка не умеет лгать. Передавая все многообразие ситуаций и душевных состояний, Сен-Санс неизменно сохраняет классическую уравновешенность и гармоничность выражения. Классически совершенной остается его музыка и в знаменитой сцене оргии (III д.).

В России опера исполнялась в 1893 г. в Петербурге французской труппой под управлением Э. Колонна (дирижировавшего премьерой в Париже). На русской сцене она была впервые поставлена в петербургском Мариинском театре 19 ноября 1896 г. (М. Славина — Далила, И. Ершов — Самсон, Л. Яковлев, И. Тартаков — Верховный жрец). Спектакль имел большой успех. К 1901 г. относится постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна. Опера шла на многих сценах России (например, Свердловск, 1927). Среди спектаклей последних десятилетий выделяется постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса — Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов — Самсон) и Мариинского театра (премьера — 2 декабря 2003 г., дирижер В. Гергиев; О. Бородина — Далила).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова