Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Мейербера «Роберт-дьявол»

Robert le diable

12.01.2011 в 14:20.

Опера немецкого композитора Мейербера (1831, Париж), в пяти действиях. Либретто Скриба и Ж. Делавиня.

Главные персонажи: Роберт (тенор), Бертрам (бас), Изабелла (сопрано), Алиса (меццо-сопрано), Рамбальд (тенор).

13 век. Берег Сицилии. Роберт, сын герцогини нормандской Берты, любит принцессу Сицилии Изабеллу. Не захотев покориться королю Сицилии, он вызвал на поединок всех его рыцарей и едва не погиб, его спас верный друг, рыцарь Бертрам. Умирая, мать Роберта отдала свое завещание крестьянке Алисе, невесте Рамбальда, наказав отдать его Роберту только тогда, когда он станет достоин этого. Бертрам, являющийся в действительности дьяволом и отцом Роберта, постоянно влияет на сына, возбуждая в нем злые чувства. Так, он нарочно устраивает турнир, который выигрывает гренадский принц, обманувший Роберта, напрасно прождавшего того в роще, пока шел турнир. Никто не знает, что это была злая воля Бертрама. Роберт в отчаянии. Бертрам искушает его, предлагая силой овладеть принцессой, для чего тому необходимо сорвать кипарисовую ветвь с гробницы святой Розалии. Роберт готов совершить это кощунство. Однако Изабелла, увидев Роберта с ветвью, умоляет сломать ее, так как она приносит одни несчастья. Уступая мольбам, Роберт ломает ветвь. Его снова начинают преследовать неудачи. Бертрам упрекает его за этот необдуманный поступок и соблазняет подписать договор с адом, чтобы опять вернуть Изабеллу. Он открывает Роберту тайну его рождения. Неожиданно появляющаяся Алиса сообщает, что гренадский принц, его соперник, исчез. Он оказался призраком, посланцем дьявола. Но это известие уже не радует Роберта, решившего следовать за отцом. Единственное, что может остановить Роберта — завещание матери. Алиса разворачивает свиток: Берта сообщает сыну, что Бертрам — обманщик. Бьет полночь, и с адским грохотом дьявол проваливается в преисподнюю. Освобожденный от дьявольских чар, Роберт теперь может соединиться с любимой. Две пары — Роберт с Изабеллой, Алиса с Рамбальдом —идут венчаться к алтарю.

Е. Цодоков


Джакомо Мейербер (Giacomo Meyerbeer)

РОБЕРТ-ДЬЯВОЛ (Robert le Diable) — большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба и Ж. Делявиня. Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 21 ноября 1831 г.

Либреттист и композитор использовали старинную легенду, герой которой имеет своим прототипом нормандского герцога Роберта I Великолепного (XI в.), прозванного за свою жестокость Дьяволом. Первоначальный замысел трехактного спектакля для театра «Опера-комик» претерпел изменения, и в итоге произведение Мейербера, Скриба и Делявиня стало характерным примером романтического стиля, воплощенного в рамках французской «большой оперы». Напряженные ситуации, яркая зрелищность, участие множества артистов, музыка, подчеркивающая эффектность спектакля,— все характерные черты этого жанра присутствуют в «Роберте-Дьяволе».

В основе драматургии лежит конфликт между добром и злом, воплощенный в столкновении контрастных образов и в самом главном герое, в душе которого происходит борьба света и мрака. Роберт — сын герцогини Нормандской и дьявола, унаследовавший качества обоих. Он любит Изабеллу, принцессу Сицилии, но воздействие его отца, явившегося под видом черного рыцаря Бертрама, временно побеждает. Бертрам заманивает сына в ловушку, опутывает его волю, и, повинуясь ему, Роберт срывает ветку кипариса с гробницы святой Розалии, чтобы с помощью чародейства овладеть Изабеллой. Однако кротость и чистота девушки действуют на его душу, а завещание матери, предостерегавшей его от отца, довершает перерождение. Роберт, который был готов подписать договор с Бертрамом, отвергает его. Бертрам проваливается под землю. Исчезает таинственный соперник и победитель Роберта на турнире, оказавшийся выходцем из ада, и счастливый, освобожденный от власти злых сил рыцарь отправляется в храм венчаться с Изабеллой. Опера Мейербера поразила современников яркой и броской театральностью, умелым использованием сценических ситуаций. Музыка в сочетании со спектаклем неотразимо действовала на зрителей. Но было бы неверно видеть в ней только расчет на внешний эффект. Партитура действительно богата талантливыми и выразительными страницами и демонстрирует умение передать настроение, колорит сцены, зловещую фантастику.

Несомненно, Бертрам — потомок Каспара ("Вольный стрелок" Вебера) и предшественник Мефистофеля ("Фауст" Гуно). Есть в опере и лиризм, поэтичность, хотя композитор не дает этим качествам простора. Музыка «Роберта-Дьявола» вызвала интерес многих, а среди них — Шопена, Гейне, Листа.

Первая постановка в Париже явилась программной для романтического оперного театра. Ее все возрастающий успех определили исторически верные декорации, толпы участников массовых сцен, невиданная дотоле роскошь спектакля, смелое использование газового освещения в сцене среди развалин монастыря св. Розалии, где, повинуясь заклинанию Бертрама, из могил встают усопшие монахини. Опера исполнялась во всех крупнейших городах Европы. Ее «неистовый романтизм» испугал царскую цензуру: дьяволу не дозволялось появляться в театре. Однако в конце концов премьера на русской сцене состоялась 18 сентября 1834 г. в Москве, в Большом театре (под названием «Роберт»). Переделанная и приспособленная к вкусам Николая 1, опера попала на петербургскую сцену 14 декабря 1834 г. и выдержала свыше ста представлений. Центром спектакля явилось исполнение партии Бертрама О. Петровым. Великий артист придал условной фигуре психологически правдивые черты. Петров — Бертрам любит сына, но должен его погубить, иначе гибель грозит ему самому. Эта борьба двух начал была, по свидетельству современников, передана артистом с потрясающей силой.

«Роберт-Дьявол» шел в России на немецкой и итальянской сценах. Среди исполнителей партии Бертрама блистали такие певцы, как В. Ферзинг и Л. Лаблаш, но пальма первенства осталась за Петровым. Произведение Мейербера сохранялось в репертуаре русского театра на протяжении всего XIX в. Преемником Петрова стал Ф. Стравинский. Однако к началу XX в. выявилась устарелость оперы, обветшалость ее форм, и она шла все реже и реже. Тем не менее и в 1985 г. была осуществлена ее постановка в парижской «Гранд-опера».

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова