Опера Беллини «Пуритане»

I Puritani

12.01.2011 в 13:04.
Опера Винченцо Беллини «Пуритане». Постер Рафала Ольбиньского

Опера-сериа в трех частях; либретто К. Пеполи по драме «Круглоголовые и рыцари» Ж. А. Ансело и Ж. Кс. Б. Сэнтина (по В. Скотту).
Первая постановка: Париж, «Театр итальен», 24 января 1835 года.

Действующие лица:

лорд Уолтер Валтон (бас), сэр Ричард Форт (баритон), сэр Джордж (бас), лорд Артур Тальбо (тенор), сэр Бруно Робертсон (тенор), Генриетта Французская (сопрано), Эльвира (сопрано), солдаты Кромвеля, герольды, оруженосцы лорда Артура и Валтона, пуритане, барышни, пажи, слуги.

Действие происходит в Англии, во времена Оливера Кромвеля.

Часть первая. Пуританская крепость в Плимуте. Под звуки трубы и барабана собираются солдаты Кромвеля. Сегодня состоится свадьба Эльвиры, дочери владельца замка лорда Валтона. Сэр Ричард Форт оплакивает свою погибшую любовь. Сэр Робертсон напоминает ему о его долге предводителя войск пуритан, призванного разгромить войска Стюартов. Но Ричард безутешен («Ah, per sempre io te perdei»; «Ах, навеки я вас утратил»).

Покои Эльвиры. Сэр Джордж, дядя Эльвиры, радует девушку вестью, что отец согласился на ее брак с Артуром Тальбо, которого она любит. Влюбленные вскоре должны отправиться в церковь, получив у сэра Валтона охранную грамоту, которая позволит им выйти из крепости. Сам же сэр Валтон не может присутствовать на венчании, так как должен сопровождать благородную узницу, лазутчицу Стюартов. Оставшись на мгновение наедине в ней, Артур узнает ее имя: это прекрасная Генриетта, вдова Карла I Стюарта и дочь французского короля Генриха IV. Артур готов ей помочь, так как втайне сочувствует Стюартам.

Возвращается Эльвира, неся свадебную фату. Она спрашивает у Генриетты, как следует надеть ее. Та примеряет фату, а Эльвира на минуту удаляется, Артуру приходит идея: он предлагает королеве не снимать фаты, покрывающей лицо, и неузнанной выйти с ним из крепости. Генриетта колеблется. В этот момент появляется Ричард, бросающий вызов Артуру. Они начинают биться, Генриетта пытается их остановить, фата падает с ее головы. Ричард, увидев, что это не Эльвира, решает помочь им бежать (дуэт-терцет «Ferma. In van rapir pretendi»; «Нет, напрасно, враг лукавый»). Артур быстро удаляется с королевой. Входит Эльвира со свитой. От Ричарда она узнает правду. Все требуют преследования беглецов. Эльвира в отчаянье зовет жениха (соло с хором «Oh, vieni al tempio»; «Скорее к храму»).

Часть вторая. Зал в крепости. Ее обитатели оплакивают участь Эльвиры («Ah dolor! Ah, terror!»; «О страшное горе!»). Джордж рассказывает, что ум девушки помрачен, она бредит, воображает себя в церкви, в других чудится ей Артур (с хором «Cinta di fiori»; «То вся в цветах»). Ричард приносит смертный приговор, вынесенный Артуру парламентом. Вслед затем выходит Эльвира, в ее поведении — явные признаки безумия («О, rendemi la speme»; «Мне надежду возвратите»). Подавленное настроение сменяется у нее восторженным (соло с хором «Qui la voce sua suave»; «Здесь Артура голос чудный»). Наконец она удаляется среди всеобщего сочувствия. Джордж предлагает Ричарду спасти Артура, умерив свою ревность: всю жизнь его будет мучить совесть, если он станет причиной смерти двух влюбленных (дуэт «II rival salvar tu dei»; «Но врага спасти ты должен»). Труба зовет их к бою («Suoni la tromba»; «Лишь зов трубы»).

Часть третья. Сад и роща под окнами покоев Эльвиры. Вбегает закутанный в плащ Артур («Son salvo»; «Спасен я»), В окнах замка мелькает Эльвира, она поет ту же песню, что когда-то пела Артуру («А un fonte afflitto е solo»; «У источника печальный»), Артур, подобно эху, подхватывает песню. Затем он зовет Эльвиру («Согге a valle»; «Через горы и долины»), которая выходит на его зов, и Артур бросается к ее ногам. В помраченном уме девушки вспыхивает воспоминание: она спрашивает, кто была та незнакомка. Артур открывает ей правду: он хотел спасти женщину от смерти, единственная же его любовь — Эльвира. Влюбленные клянутся друг другу в верности («Arturo? Si, e desso»; «Артур мой! Ты? Ужели?»). Внезапно Артура окружают солдаты, и Ричард сообщает ему о смертном приговоре. Эльвира решает умереть с любимым (ансамбль «Credeasi, misera!»; «Мысль, что изменник я»). Но тут приходит известие об окончательной победе Кромвеля и о прощении всех приговоренных.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Мария Каллас в роли Эльвиры

ПУРИТАНЕ (I puritani) — опера (по авторскому обозначению — melodramma serio) В. Беллини в 3 частях, либретто К. Пеполи по драме Ж. Ансело и К. Б. Сэнтина «Круглоголовые и рыцари». Премьера: Париж, «Театр итальенн», 25 января 1835 г.

Либретто последней оперы Беллини основано на французской драме, в которой, в свою очередь, использованы некоторые мотивы романа В. Скотта «Пуритане». Действие развертывается в середине XVII в., в пору борьбы между войсками Кромвеля и сторонниками Стюартов, то есть между пуританами и роялистами. В дочь пуританина лорда Уолтона влюблены роялист лорд Артур Талбот и пуританин Ричард Форт. Лорд Уолтон предпочитает выдать дочь замуж за Форта, но Эльвира любит Артура. Отец дает согласие на их брак: в день свадьбы Артур покидает невесту, спасая жизнь Генриетты, вдовы казненного Карла I Стюарта. Эльвира не знает истинных причин отъезда жениха; поверив слухам о его измене, она сходит с ума. По доносу Ричарда Форта Артур обвинен в измене и осужден на казнь за спасение королевы. Безумная Эльвира всюду разыскивает жениха, но Ричард отказывает ей в свидании с ним, хотя только это и может вернуть ей рассудок. Артуру удается бежать, и он, рискуя жизнью, хочет проститься с Эльвирой. Встреча влюбленных прерывается появлением стражи, которая схватывает беглеца. В последнюю минуту прибывает гонец, сообщающий о поражении Стюартов, победе Кромвеля и амнистии политическим преступникам. Рассудок возвращается к Эльвире.

В либретто мало что осталось от романа В. Скотта. Действие перенесено в другую эпоху, характеры обеднены, но музыка поднимается до подлинного драматизма. Патриотическая тема ярко воплощена в опере. основные партии, в особенности Артура, написаны в расчете на певцов, обладающих исключительными вокальными данными и техникой. Хотя либретто грешит недостатками, привычными для старой итальянской оперы, «Пуритане» имели большой успех.

В России опера впервые поставлена в Петербурге в 1840 г. с участием О. Петрова и А. Петровой-Воробьевой, которая исполняла партию Ричарда, написанную для баритона. Позднее «Пуритане» входили в репертуар итальянской труппы. В 1843 г. в спектакле пели Дж. Рубини, А. Тамбурини и С. Артемовский. В XX веке среди лучших исполнителей главных партий в этой опере — М. Каллас, Дж. Сазерленд, Б. Силс, Дж. ди Стефано, Н. Гедда.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова