Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Мейербера «Пророк»

Le prophète

01.06.2011 в 14:51.

Джакомо Мейербер (Giacomo Meyerbeer) ПРОРОК (Le prophete) — большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба. Премьера: Париж, Национальный театр оперы, 16 апреля 1849 г.

Исторические события, положенные в основу оперы, как обычно у Скриба и Мейербера, трактованы более чем свободно. В XVI в. Германия была объята восстаниями и религиозными войнами. Главный герой оперы, Иоанн Лейденский, он же Иоганн Боккольд или Беккельзон (1510-1536),— один из вождей религиозной секты анабаптистов, или перекрещенцев, вместе с Яном Матисом после изгнания местного епископа захватил власть в Мюнстере. Следуя учению Матиса, Иоанн пытался основать в городе «царство Божье» — своеобразную коммуну. Она просуществовала 14 месяцев в 1534-1535 гг. и была подавлена. После пыток, перенесенных с поразительным мужеством, Иоанн был казнен.

Этой неординарной личности посвящена опера В. Альсдорфа «Анабаптисты» («Иоанн Лейденский», 1838), не оставившая заметного следа в истории музыкального театра. Появившаяся позднее опера Мейербера, напротив, имела огромный успех. Немалую роль сыграла ее актуальность после революций, прокатившихся по Европе в 1848 г. Во многом по трактовке восстания «Пророк» напоминает "Немую из Портичи" Обера. Это объясняется не только тем, что автором либретто в обоих случаях был Скриб, но и общностью задачи. Опера призвана показать, к каким опасным последствиям приводит жажда мести, какую анархию несет захват власти низами.

Граф Оберталь, прельщенный красотой молодой крестьянки Берты, невесты Иоанна, уводит ее насильно в свой замок вместе с матерью Иоанна Фидес. Народ ропщет, но воины графа разгоняют толпу. Злонамеренные анабаптисты сеют возмущение, призывают к мятежу. Им нужен вождь, вернее — человек, которого можно поставить во главе восстания. Выбор их падает на Иоанна. Берте удается бежать из замка и скрыться в доме возлюбленного. Но граф Оберталь угрожает убить в присутствии сына его мать, если он не выдаст Берту. Призывы анабаптистов, ранее оставлявшие Иоанна равнодушным, теперь оказывают на него воздействие. Он становится во главе восстания, чтобы отомстить врагу. Анабаптисты грабят, насилуют, убивают, и Иоанн с ужасом видит, к чему он пришел. Имя его окружено ненавистью. Фидес, ставшая нищей и не знающая, кто заправляет восстанием, проклинает вождя анабаптистов, а Берта клянется его убить. Тем временем «пророк» коронуется в Мюнстере. Он дает клятву отречься от семьи, прежде всего от матери, и не признает ее при встрече. Смущенный народ ропщет, Иоанн восклицает: «Если эта женщина говорит правду, значит, я лжепророк и должен быть убит». Чтобы спасти сына, Фидес отрекается от него. Иоанн все более отчетливо видит, как опасен путь, на который он вступил, как страшны преступления, творимые его именем. За голову предводителя мятежников императором назначена награда, и анабаптисты готовы предать его. Фидес умоляет сына бежать. Берта, узнав, что «пророк» и Иоанн — одно и то же лицо, в отчаянии закалывается. Иоанн решает отомстить предателям. Императорские войска окружили Мюнстер. Оберталь и верхушка анабаптистов готовятся захватить «пророка» во время пира, но он осуществляет свой план, решив погибнуть вместе со своими врагами. Когда в зал врывается граф с солдатами, по приказу Иоанна захлопывается решетка. Все в западне. Взорван пороховой погреб — обрушиваются своды, погребая живых. На пылающих развалинах появляется Фидес, чтобы умереть с сыном.

Анабаптисты изображены в опере как отъявленные демагоги, спекулирующие на недовольстве масс. Иоанн — слабовольный мечтатель, фантазер — становится игрушкой в руках политиканов. Он жертва интриг, хотя и повинен в преступлениях. Граф Оберталь тоже виноват, но не в такой степени, как анабаптисты. Авторы оперы использовали излюбленные приемы мелодрамы: сын должен выбирать между матерью и невестой; мать, чтоб спасти жизнь сына, отрекается от него; невеста хочет убить лжепророка и узнает в нем любимого и т. д. Совершенно мелодраматичен финал (взрыв дворца), противоречащий истории.

Мейербер пытался видоизменить формы «большой оперы» проведением через всю партитуру леиттем, но остановился на полпути. Всего ярче ему удалось воплотить образы Иоанна и Фидес, создав выигрышные и выразительные партии.

Эффектны Коронационный марш, тема которого звучит уже в I д., Победная песня и др. Вместе с тем в «Пророке» много чисто внешней, иллюстративной музыки. Полная беззаботность Мейербера по отношению к историческому колориту ярко выразилась в балете (III д.), в котором использованы вальс, редова (славянская пляска), галоп и катание на коньках с факелами. Ф. Лист сделал фортепианную транскрипцию этой сцены.

Вслед за Парижем «Пророк» был с успехом поставлен в других европейских городах. Гениальное исполнение П. Виардо партии Фидес способствовало международному успеху оперы. Великая артистка с мощной трагической силой раскрыла драму матери, выдвинув ее на первое место.

Прежде чем попасть на русскую сцену, произведение Мейербера было представлено труппой Императорской итальянской оперы в Петербурге под названием «Осада Гента» (1852, партию Фидес исполняла П. Виардо). При переделке либретто было так испорчено, что не всегда можно было понять его смысл. В Мариинский театр «Пророк» попал лишь в 1869 г. (под названием «Иоанн Лейденский»; Е. Лавровская — Фидес, Ф. Никольский — Иоанн, Ю. Платонова — Берта, Г. Кондратьев — Оберталь). Лучшими исполнителями партии Иоанна в русском театре были Н. Фигнер и И. Алчевский, а Фидес — М. Каменская и М. Славина. В наше время одна из самых ярких исполнительниц партии Фидес — М. Хорн.

А. Гозенпуд

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова