Опера Сметаны «Проданная невеста»

Prodaná nevěsta

12.01.2011 в 12:57.

Сметана. «Проданная невеста». Полька (оркестр п/у Т. Бичема)

Бедржих Сметана (Bedřich Smetana)

Комическая опера в трех действиях Берджиха Сметаны; либретто К. Сабины.
Первая постановка: Прага, 30 мая 1866 года.

Действующие лица: Крушина, крестьянин (баритон), Людмила, его жена (сопрано), Маженка, их дочь (сопрано), Миха, богатый крестьянин (бас), Гата, его жена (меццо-сопрано), Вашек, их сын (тенор), Еник, сын Михи от первого брака (тенор), Кецал, деревенский сват (бас), Директор цирка (тенор), Эсмеральда, комедиантка (сопрано), Индеец, комедиант (тенор). Крестьяне, деревенская молодёжь, артисты бродячего цирка.

Действие происходит в Чехии в XIX веке.

Небольшая чешская деревушка. Крестьяне заканчивают сбор хмеля. Далеко разносятся мелодии их задорных, жизнерадостных песен. Лишь Маженка не разделяет общего веселья. Девушку сватают за сына богатого крестьянина Михи — глупого Вашека, а она любит батрака Еника. Увидев девушку, Еник заботливо расспрашивает ее и, узнав о случившемся, задумывается. Маженка разочарована. Она ждала, что Еник возмутится, скажет, что никому ее не отдаст, а он лишь грустно покачал головой. Уж не разлюбил ли ее Еник? Ведь она так мало о нем знает. Откуда он пришел в их деревню? Кто его родители? В ответ Еник рассказывает, что он сын богатого крестьянина, но из-за мачехи должен был уйти из дома и батрачить в чужих селах. Еник успокаивает девушку, уверяя, что любит ее как прежде. Между тем, к родителям Маженки — Крушине и Людмиле — приходит сват. Он напоминает старикам о договоре, согласно которому Маженка должна выйти замуж за Вашека. Крушина заверяет свата, что сдержит свое слово. Но его жена не хочет торопиться со свадьбой. К тому же надо спросить и Маженку, хочет ли она пойти за Вашека. Сват расхваливает жениха, намекая на богатство будущего тестя. Но появившаяся Маженка решительно отказывается выйти за сына Михи. Тогда Крушина признается, что при свидетелях подписал договор с Михой. Девушка в отчаянии. А в это время на деревенской площади молодежь лихо отплясывает бойкую польку. Крестьяне весело празднуют окончание полевых работ.

В корчме собрались парни. Они пьют вино, похваливая хмельной напиток. Еник говорит, что любовь сильнее вина. В разговор вмешивается сват Кецал. По его мнению, любовь — ерунда, самое важное в жизни деньги. Нет, любовь нельзя продать, отвечает Еник. На площади появляется расфранченный Вашек; он глуповат, к тому же близорук и заикается. Вашек в восторге от того, что женится на Маженке. Но он еще никогда не видел свою невесту. Пользуясь этим, Маженка издевается над ним. Разве ему не известно, что невеста уродлива, сварлива и поклялась извести его? А между тем есть в деревне девушка, которая уже давно его любит. При этом Маженка показывает на себя. Радости Вашека нет предела. Он готов жениться на этой красивой девушке. Но что скажет мать? Окончательно сбитый с толку Вашек дает слово отказаться от просватанной невесты. А сват Кецал уговаривает Еника забыть Маженку. Ведь Еник — бедняк, ему нужна богатая невеста. Есть у свата на примете такая девушка. А за то, что Еник откажется от Маженки, Кецал даст ему отступного. Эти слова заставляют Еника насторожиться. Он придумал, как провести свата, и, поломавшись для вида, соглашается отказаться от Маженки за триста дукатов. При этом Еник ставит одно условие: он требует указать в договоре, что Маженка должна выйти замуж только за сына Михи. Довольный сват зовет свидетелей и подписывает договор. Все возмущены поступком Еника: шутка ли, он продал свою невесту?

В деревню приходит труппа комедиантов. На площади собирается народ, начинается представление. Вашеку приглянулась цыганка Эсмеральда, он пытается с ней заговорить. Неожиданно обнаруживается, что актер, который должен был выступать в роли медведя, пьян. Директору театра удается с помощью Эсмеральды уговорить Вашека выступить вместо него. На Вашека надевают медвежью шкуру. Родители приходят в ужас, увидев Вашека в роли дрессированного медведя. Вашек объявляет им, что не хочет жениться на Маженке. Миха и Кецал подозревают, что это Еник успел испортить все дело. Надо поскорее вручить ему деньги. Но и Маженка узнает, что Еник продал ее. Девушка оскорблена. Еник тщетно пытается успокоить возлюбленную. Появляется Миха с женой. Увидев Еника, он признает в нем своего старшего сына, который давно ушел из родительского дома. Теперь по условию Еник должен жениться на Маженке, к тому же у него есть и деньги для свадьбы. Крестьяне смеются над одураченным сватом и радостно поздравляют счастливых молодых.

М. Друскин


ПРОДАННАЯ НЕВЕСТА (Prodana nevesta) — комическая опера Б. Сметаны в 3 д., либретто К. Сабины. Премьера 1-й редакции (в 2 д., с разговорными диалогами): Прага, 30 мая 1866 г.; 2-й редакции (с дополнениями) — Прага, 29 января 1869 г.; 3-й редакции (в 3 д.) — Прага, 1 июня 1869 г.; 4-й редакции (в 3 д., с речитативами) — Прага, 25 сентября 1870 г.; в России — Петербург, Мариинский театр, 30 декабря 1770 г. (11 января 1771 г.), под управлением Э. Направника.

Поражение Австрии в войне 1859 г. с Францией и Пьемонтом вынудило «лоскутную монархию» из страха перед революцией несколько ослабить политический гнет в Чехии. В Праге был создан чешский театр (раньше был только немецкий). В обстановке патриотического подъема родился замысел «Проданной невесты». Несмотря на то что сюжет лишен политической остроты и рисует сцены сельской жизни, эта опера — ярчайшее воплощение народного оптимизма, веры в свободу и счастье. По глубокому своеобразию, демократизму музыкального языка, классическому совершенству «Проданная невеста» произведение редкостное.

Сюжет оперы несложен. Марженка, дочь крестьянина Крушины, любит Еника, но должна, повинуясь воле родителей, выйти замуж за глупого Вашека, сына сельского богатея Михи. Девушка хочет сохранить верность возлюбленному, хотя не знает, кто он и откуда. Ей известно только, что его выгнала из дому мачеха. Сват Кецал хочет обсудить условия брачного контракта, но Марженка отказывается быть женой Вашека. Кецал отправляется в корчму, чтобы уговорить Еника уступить свои права на Марженку, обещая ему за это триста золотых. Еник после долгих уговоров соглашается «продать» невесту, но при условии, что она выйдет замуж только за сына Михи. Кецал, не подозревающий о том, что Еник — сын Михи от первого брака, соглашается. Договор подписан, и Еник получает деньги. Его поступок вызывает общее негодование. Тем временем в село является странствующая цирковая труппа, и Вашек влюбляется в танцовщицу, цыганку Эсмеральду. Он поддается на ее уговоры и заменяет одного из актеров, выступив в роли дрессированного медведя. Марженка, возмущенная поступком Еника, отталкивает его, когда он хочет ей все объяснить. Желая отомстить неверному, она объявляет, что готова выйти замуж за сына Михи. Еник открывает, что он и есть сын Михи. Марженка счастлива. Вашек в медвежьей шкуре становится посмешищем крестьян. Ни о каком браке его с Марженкой не может быть и речи. В дураках остался сват Кецал, который уплатил триста золотых Енику, да еще помог ему жениться на Марженке.

Премьера оперы, совпавшая с событиями австро-прусской войны, прошла почти незамеченной, однако начиная с осени 1866 г. успех увеличился. Для планировавшегося (но не состоявшегося) в сезон 1868/69 г. спектакля в парижской «Опера-комик» Сметана сделал 3-актную редакцию, написал финал I д., хор крестьян в начале II и арию Марженки в III д. Эта редакция была представлена в Праге в начале 1869 г. По просьбе Мариинского театра, готовившего постановку в Петербурге, композитор заменил разговорные диалоги речитативами и сочинил танцы — польку, скочну и фуриант. Эта, окончательная редакция была впервые исполнена также в Праге, затем — в Петербурге, а позднее — в Киеве, однако глубокого следа в русском репертуаре не оставила. В Чехии же опера быстро завоевала огромный успех. В Праге к 1953 г. она выдержала две тысячи представлений! За пределами Чехии после Петербурга опера была поставлена в Вене, сначала чешской труппой (1892), а год спустя — немецкой. Теперь «Проданная невеста» — одна из самых репертуарных опер в Европе.

На отечественной сцене опера ставилась в 1937 г. в Ленинграде (Малый оперный театр, под управлением Ф. Штидри) и в Киеве (3. Гайдай — Марженка, И. Паторжинский — Кецал), в 1948 г. — в филиале Большого театра (под управлением К. Кондрашина, режиссер Б. Покровский; Л. Масленникова — Марженка, Г. Нэлепп — Еник). На Западе одна из последних постановок состоялась в 1990 г. в Штутгарте (режиссер Дж. дель Монако).

В 1932 г. опера была экранизирована (режиссер М. Офюльс).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова