Глава VII. Опера «Голос человеческий». Последние годы жизни (окончание)

Глава №102 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

За последние четыре года жизни Франсисом Пуленком было создано еще несколько произведений для голоса или хора. Крупным сочинением 1959 года явилась «Gloria» для сопрано соло, хора и оркестра (исполнена в Бостоне 20 января 1961 года под управлением Шарля Мюнша).

Франсис Пуленк так комментировал свое произведение: «Мой «Stabat Mater» — сочинение для хора, a «Gloria» — большой симфонический хорал. Вторая часть вызвала возмущение, но, спрашивается, почему? Видимо, потому, что, когда я писал эту часть, думал о фресках Гоццоли, на которых изображены ангелы, показывающие языки; и представлял себе важных бенедиктинцев в день футбольных игр...» (См. J. Rоу. Francis Poulenc, p. 144.).

Как и в большинстве произведений Пуленка для хора и оркестра, в «Gloria» сразу же бросается в глаза стройность хоровых партий, контрастное расположение номеров и включение в партитуру превосходно выполненных моментов a cappella. Самыми впечатляющими частями «Глории» являются третья и пятая с сопрановым соло. Они отличаются красотой музыки, развернутой широкой мелодией голоса, протяженной лирической темой деревянных духовых.

За лето 1960 года композитор написал последний цикл песен «Жребий» на слова Мориса Карема; в 1961 году начал композицию «Ответы теней» для сопрано (детский голос), смешанного хора и оркестра, на текст из литургии Святой недели (Литургия — обедня, богослужение православной церкви; разные священнодействия напоминают события из жизни Христа.).

В монологе для сопрано и оркестра «Дама из Монте-Карло» композитор снова обратился к творчеству Жана Кокто, использовав его «песню в прозе» (Так назвал некоторые свои пьесы Жан Кокто в предисловии к сборнику «Второстепенные произведения»: «Я уже говорил о маленьких трагических актрисах (карманных трагических актрисах), например, об Эдит Пиаф и Марианн Освальд. Без них одноактная пьеса «Равнодушный красавец» или песни в прозе, вроде «Няньки Анны» или «Дамы из Монте-Карло», ничего не стоят» (цит. по книге: Эдит Пиаф. На балу удачи. М., Искуство, 1965, стр. 93).) (музыка написана им в 1961 году для Дениз Дюваль). В центре этого сочинения Пуленка — образ обессиленной старой кокетки в лохмотьях, каких много можно встретить в Монте-Карло вокруг казино. Эти одряхлевшие существа с непреодолимой страстью к игре годами влачат жалкое существование и кончают жизнь, бросившись в море. «Зловещая и фантастическая поэзия Жана Кокто получила безошибочное выражение в речитативно-ариозном стиле, который как нельзя лучше подходит для обрисовки усталости, горечи и нищеты», — пишет К. Ростан (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 140.).

В том же году Франсис Пуленк публикует книгу о своем любимом композиторе Эммануэле Шабрие; в 1962 году композитор написал всего лишь два произведения: одно из них — Соната для гобоя и фортепиано, посвященная памяти Сергея Прокофьева: второе — Соната для кларнета и фортепиано — памяти Артура Онеггера. 1962 год подходил к концу. Пуленк задумал писать новую оперу — на сюжет «Адской машины» Жана Кокто. Субботним вечером 26 января 1963 года Франсис Пуленк провел свой последний концерт в Голландии с Дениз Дюваль. В понедельник композитор вернулся в Париж. Во вторник он звонил Дюваль, что придет к ней завтракать в среду, но назавтра утром, 30 января, сообщил, что охрип и не сможет прийти. Несколькими часами позже, когда композитор находился в своей квартире на улице Медичи, внезапный сердечный приступ прервал его жизнь... Морозным утром 2 февраля друзья и близкие пришли почтить память музыканта в церковь Сен-Сюльпис...

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова