Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Бриттена «Питер Граймс»

Peter Grimes

12.01.2011 в 11:57.
Бенджамин Бриттен / Benjamin Britten

Опера в трех действиях с прологом Бенджамина Бриттена на либретто (по-английски) Монтегью Слетера, основанное на поэме Джорджа Крэбба «Городок».

Действующие лица: Питер Граймс, рыбак — тенор; Джон, его подручный — роль без пения; Эллен Орфорд, вдова, сельская учительница — сопрано; Капитан Балстроуд, моряк торгового флота в отставке — бас-баритон; Онти, хозяйка таверны «Кабан» — альт; Первая девушка, Вторая девушка, артистки в трактире — сопрано, сопрано; Боб Боулз, рыбак, методист — тенор; Свеллоу, судья — бас; Миссис Седли, вдова — меццо- сопрано; Орас Адаме, священник — тенор; Недкин, аптекарь и лавочник — баритон.

Действие происходит в рыбацкой деревушке на берегу моря в Англии, около 1830 года.

Пролог

Рыбак Питер Граймс стоит перед судьей небольшой рыбацкой деревушки в качестве обвиняемого. На скамейках в ожидании развязки сидят свидетели и любопытствующие. Эти люди не любят угрюмого, нелюдимого рыбака. Согласно тогдашним английским законам и древним обычаям, местный судья не может вынести приговора, он должен решить, продолжать ли процесс и предать ли Питера Граймса уголовному суду. Питер Граймс прославился как стяжатель и алчный человек. Он не берет себе в помощь сильных, годных к любой работе рыбаков, а держит в качестве подручных мальчиков. Это намного дешевле. Когда он в последний раз вышел в море с одним из таких маленьких подручных, в сети его зашла богатая добыча. Улов был так велик, что Питер Граймс от большой жадности решил на своем дряхлом баркасе войти в Темзу, на веслах дойти до Лондона, чтобы продать там рыбу по более дорогой цене и, нежданно разбогатев, вернуться в деревню. Внезапно налетевшая буря отогнала баркас Питера от берега. Питер вместе с подручным долго скитались в океане, и слабый ребенок умер от жажды.

Обвинение, предъявленное Питеру, состоит в том, что его скаредность привела ребенка к смерти!

В пользу Питера говорит то, что когда ребенок упал мертвым на дно баркаса, рыбак выбросил весь улов в море и вернулся домой с пустым баркасом. Он не хотел разбогатеть ценою смерти ребенка. Судья решает строго осудить поступок Питера Граймса, но не предавать рыбака уголовному суду. Но Питер Граймс, то ли потому, что считает себя виновным, то ли потому, что его мятущаяся душа жаждет обрести покой, страстно требует, чтобы его предали суду. Однако обсуждение прекращается, никто больше не доискивается тайны ужасного события, а начинаются сплетни, пересуды.

Может быть, Питер Граймс хотел как раз защиты против оговоров врагов?

Действие первое

Картина первая. Морское побережье. Перед нами — центр рыбачьей деревушки. Будничное утро. Снуют рыбаки, проходят жители деревни, они нет-нет да и постоят, обмениваясь мыслями, а потом вновь отправляются по своим делам. Мы знакомимся с жизнью деревни и сразу же знакомимся и с характерами людей. Питер Граймс возвращается с моря и, поскольку у него нет подручного, просит других рыбаков помочь ему: бросить с берега чалку и подтянуть баркас. Раньше, когда у него был подручный, тот спрыгивал на мелком месте и тянул канат к берегу, а сам рыбак возился с парусом. На берегу полно рыбаков: кто просто расхаживает, кто работает, чинит сети, кто курит трубку, кто болтает, между собой, но как будто никто не слышит крика Питера Граймса. Затаенная враждебность к нему чувствуется во всем. Появляется методистский проповедник Боб Боула, который уговаривает рыбаков не помогать Питеру Граймсу, в котором он видит самого антихриста. В конце концов на помощь Питеру бросается живущий в деревне отставной моряк капитан Балстроуд, да вышедший из своей лавки аптекарь. Вдвоем они помогают Питеру Граймсу в трудном деле — пристать к берегу, из рыбаков же никто не двигается с места. Причина этому не только интриги проповедника, но и зависть мелких душонок, питающаяся низменными чувствами. Далеко по побережью Питер Граймс слывет самым удачливым рыбаком, он лучше всех забрасывает сети.

Питер Граймс влюблен в сельскую учительницу, вдову Эллен Орфорд, которая принадлежит к образованным слоям общества. Любовь Питера Граймса к учительнице — сложное чувство: это душевное влечение одинокого, отверженного, выросшего в сиротстве рыбака к более культурному, тонкому, более гармоничному миру. Учительницу же влечет к нему сочувствие к одинокому человеку.Питер Граймс ожидает нового маленького подручного, его должны прислать из сиротского приюта, находящегося в соседнем городе. Мальчику нужен провожатый, одного его не отпустят в дорогу. Многие жители деревни собираются в город, среди них возчик Гобсон. Но как на берегу никто не помог Питеру Граймсу притянуть баркас, так и теперь никто не хочет привезти мальчика. В том числе и возчик. Привезти мальчика берется учительница Эллен.

Налетает страшная буря, море неистовствует, воет ураган, с неба на землю обрушиваются потоки воды. Все спасаются от так внезапно налетевшей бури. Кто бежит в дом, а кто — в ближайшую таверну. Только один человек не ищет укрытия, а спокойно и смело смотрит в лицо буре. Это Питер Граймс. Ему не страшен бушующий вихрь, жестокую борьбу против разгневанных стихий он предпочитает людям...

Картина вторая. Таверна, куда буря загнала людей. Это наполовину деревенский постоялый двор, наполовину таверна, словом, место несколько странное. Мы видим здесь хозяйку таверны и ее двух «кузин», хорошеньких кокетливых девиц, которые привлекают сюда посетителей не меньше, чем стакан доброго вина.

Буря становится все сильнее. Наконец, и Граймс вынужден зайти сюда, но тут же лицо его вспыхивает, как от пощечины, от песни, которую затягивают рыбаки. Это старинная английская рыбачья песня «Джо отправился в море с сетями». В песне поется о том, что старый рыбак Джо вышел в море, взяв с собой маленького подручного. В тот день был большой улов... Питер Граймс чувствует, что песня предназначается ему, и люди думают не о старике Джо, а о нем и о погибшем по его вине ребенке... Ему чудится намек и в том, что рыбаки затягивают эту песню именно тогда, когда он входит в таверну. Он собирается выскочить под дождь, но распахивается дверь, и появляется промокшая до нитки Эллен вместе с мальчиком, новым подручным Питера Граймса. Увидев мальчика, Питер, внезапно охваченный приливом жадности, грубо кричит: «Ну, что ж, пошли... трудиться!» И приказывает мальчику немедленно собираться в море. Эллен в ужасе: «В эту страшную бурю?» Неужели Питер возьмет с собой в бурное море этого дрожащего малыша, который и без того промок до костей? Но Питер Граймс глух ко всему... Он уходит, таща за собой своего нового подручного. Ветер выбивает окна, выламывает двери и угрожающе завывает в таверне.

Может быть, это неистовствует сам рок?

Действие второе

Картина первая. Ясное воскресное утро встает над побережьем. Прихожане направляются в церковь, откуда доносятся звуки органа и хоровое пение. Эллен не входит в храм, а остается с мальчиком снаружи. Она вяжет ребенку свитер и нашивает на него якорек. Беседуя с мальчиком, учительница хочет узнать у него, как обращается с ним Граймс.

Женщина поражена: на шее ребенка она видит шрам!

Вероятно, это след каната, которым тянут сеть. Он свидетельствует о том, что хозяин заставляет мальчика выполнять непосильный труд.

Приходит весть, вызывающая возбуждение в рыбацкой деревушке, — вблизи берегов замечен огромный косяк рыбы. Питер Граймс готов немедленно отправиться в море и взять с собой мальчика. Эллен возмущается: в воскресенье! В Англии даже и представить нельзя более ужасного деяния, более страшного богохульства, чем работа в воскресный день. Но Питер Граймс остается глух ко всему, им вновь овладела жадность, та самая жадность, цель которой — сама Эллен! Ведь ради того, чтобы стать равным Эллен, он так стремится разбогатеть. Питер не слушает уговоров желающей ему добра учительницы. Когда же учительница пытается задержать ребенка, он в ярости ударяет ее. Аптекарь и хозяйка таверны видят, как грубо обошелся Питер Граймс с единственным существом, которое он любит и которое тоже чувствует к нему привязанность. Из церкви высыпает народ. В несколько мгновений из уст в уста передается весть о том, что Питер Граймс, которого ненавидят и которому завидуют, осквернил воскресенье и обидел учительницу. Возмущение так велико, что толпа, возглавляемая священником и судьей, отправляется вслед за Питером Граймсом. Если они догонят его, рыбаку не миновать жестокой расправы.

Картина вторая. На выступающей крутой части берега расположилась странная хижина, сооруженная из обломков старинного корабля, выброшенного некогда морем. Здесь живет Питер Граймс. Рыбак очень взволнован, его будоражит не только подготовка к рыбной ловле в воскресенье, но и то, что он нанес обиду страстно любимой им женщине.

В этот момент ему вспоминается другой мальчик, тот, кто погиб в море от жажды. Мальчик, ответственность за смерть которого возлагают на него. Но и собственная совесть призывает Питера к ответственности.

Слышится барабанная дробь: это Гобсон, возчик, который одновременно исполняет обязанности и сельского глашатая, под звуки барабана ведет жаждущую мести толпу к хижине Питера Граймса. Гнев поднимается в душе рыбака, он хватает топор и готовится встретить лицом к лицу разъяренную толпу. Но глаза его встречаются с глазами мальчика. В ужасе смотрит он на ребенка, словно видя перед собой того, погибшего. «Возьми большую сеть и отправляйся», — говорит Питер. Мальчик входит в хижину, взваливает сеть на плечи и собирается выйти через заднюю дверь хижины на берег. Но роковая судьба подстерегает Питера Граймса и его маленького подручного. Избушка, сооруженная из баркаса, стоит на высоком берегу, а ливший всю ночь дождь размыл обрыв. Мальчик, с тяжелым грузом на плечах, падает с размытого обрыва. Питер Граймс спешит на помощь, но уже поздно. Мальчик погиб.

Пришедшая толпа не находит Питера в хижине. Люди осматривают убогое жилище, ходят взад и вперед, приглядываются ко всему. Правда ли то, что говорил в проповеди Боб Боула и о чем многие болтают? Что эта хижина — притон разбойников или пристанище ведьм? С любопытством ищут люди «тайные» знаки, но не находят ничего. Толпа, успокоенная, направляется назад в деревню.

Только один человек остается здесь — Балстроуд, старый добросердечный капитан. Толпа не заметила ничего, он же нашел труп мальчика, упавшего с откоса.

Действие третье

Картина первая. Вечер с танцами в здании сельской управы, где совсем недавно держал ответ перед законом Питер Граймс. Присутствующие уже еле держатся на ногах от выпитого вина, судья Свеллоу развлекается с девушками из таверны, когда неожиданно появляется сельская сплетница миссис Седли, которая приносит ужасную весть: Питер Граймс убил и второго своего подручного, она сама видела его труп. Но люди не верят ей, они знают эту заядлую сплетницу, фантазия которой отравлена бульварными романами. Но все же некоторые как будто трезвеют: а вдруг это правда?

Спиртные пары быстро улетучиваются из буйных голов. Толпой овладевает безграничное возмущение. Люди вооружаются: кто топором, кто цепом, а кто и ружьем и выходят, призывая смерть на голову Граймса.

Двое людей опережают толпу, надеясь спасти Питера Граймса. Это учительница Эллен и капитан Балстроуд.Питер Граймс бредет в густом тумане. Рассудок его помутился, он уже не узнает приближающихся друзей, а из тумана загадочно и зловеще доносятся до него крики толпы, зовущей и разыскивающей его: «Питер Граймс... Питер Граймс!» Крики раздаются и вблизи, и вдали, и Питер Граймс спасается бегством. Его мучают галлюцинации: он слышит крики и тогда, когда люди удаляются от него и наступает тишина. Это ужасное эхо, идущее из тумана и из его собственной души, оно обвиняет и вопрошает, требует ответа и угрожает. Оно преследует несчастного, обезумевшего человека.

Картина вторая. Рассветает. Туман рассеивается. Капитан Балстроуд подходит к Питеру Граймсу. Его слова просты, голос угрюм, в нем — приговор: для Питера нет спасенья, нет выхода. Еле слышно он произносит: «Выходи в море и потопи свое судно...»

Рассвело. Та же картина, что и в начале оперы. Те же лица, те же люди, идущие по своим делам, занятые своими заботами. Обычные будни, такие же, как и всегда. Та же картина, которой начиналась трагедия, завершает ее. Она как бы подчеркивает: жизнь возвращается в свое русло, словно ничего не случилось. Монотонная жизнь маленькой деревушки течет дальше, как и прежде. Дозорный кричит с берега, что в море тонет баркас. Все спешат на берег, достают подзорные трубы, но судья произносит: «Я ничего не вижу ...»

И действительно, уже ничего не видно...

Море снова спокойно.

Балашша Имре, Гал Дёрдь Шандор

* * *

Автор поэмы «Питер Граймс» — Джордж Крэбб (1757—1832). После бурно проведенной молодости, двадцати шести лет, он едет в Лондон, где пытается прожить, занимаясь литературой. Ему грозит долговая тюрьма, не приходит к нему и моральный успех, но в конце концов он находит высоких покровителей, которые дают ему возможность посвятить свою жизнь только литературе.

Поэт, испытавший множество бедствий, остается верным воспоминаниям своей юности. На протяжении всей своей жизни он пишет о неудачниках, о людях, ведущих нищенское существование, о тех, кто вынужден трудиться, не зная радости. При этом Крабб рисует жизнь в столь мрачных тонах, что его правдивые произведения не раз вызывают возмущение современников.

Его важнейшие произведения: поэмы «Библиотека» (1781), «Деревня» (1783), «Бароу» (1810), послужившая основой либретто оперы, «Рассказы в стихах» (1812).

* * *

Первая опера композитора, одно из его лучших сочинений. После сдержанного приема на премьере (реж. Гудолл, в заглавной партии — П. Пирс, роль Джона исполнил молодой Коупли) она вскоре получила признание. В 1964 году поставлена в Риге. На русской сцене впервые в 1965 году (Мариинский театр).

Дискография: CD — Decca. Дир. Бриттен, Питер Граймс (П. Пирс), Элен Орфорд (К. Уотсон), Болстроуд (Пиз).

Е. Цодоков

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова