Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Доницетти «Дон Паскуале»

Don Pasquale

12.01.2011 в 11:39.

Опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Постер Рафала Ольбиньского

Комическая опера в трех действиях; либретто М. Аккурси (Джованни Руфини).
Первая постановка: Париж, «Театр итальен»» 3 января 1843 года.

Действующие лица:

дон Паскуале (бас), доктор Малатеста (баритон), Эрнесто (тенор), Норина (сопрано), нотариус (бас), слуги, камердинеры, мажордом, модистка, парикмахер.

Действие происходит в Риме.

Действие первое

Комната в доме дона Паскуале. Хозяин с нетерпением смотрит на часы: он ждет доктора Малатесту, на сестре которого Софронии хочет женить своего племянника Эрнесто, влюбленного в молодую вдову Норину, не имеющую состояния: причина, по которой Паскуале не согласен на этот брак. Поскольку Эрнесто упрямится, дядюшка решает в отместку жениться сам и выгнать из дома непокорного племянника. Эрнесто напуган и опечален («Sogno soave е casto»; «Сладостный, чистый сон»).

В доме Норины доктор сообщает ей свой план: она должна изобразить Софронию и, фиктивно выйдя замуж за Паскуале, довести его до отчаяния, отбив охоту к браку (дуэт «Pronta io son»).

Действие второе

Эрнесто готовится покинуть дом дядюшки («Cerchero lontana terra»; «Пойду искать далекие края»). Вслед за ним появляется принаряженный дон Паскуале, ожидающий невесту и очень довольный своим видом: совсем неплохо для семидесятилетнего. Входит застенчивая невеста, подталкиваемая «братом». Девушка только что покинула монастырь, где воспитывалась, и еще не знает, как держать себя с мужчинами. Дон Паскуале в восторге: Софрония обладает важными достоинствами, у нее нет никаких прихотей, ее интересуют только хлопоты по хозяйству. Увидев лицо невесты, прежде скрытое вуалью, дон Паскуале совершенно сражен. Малатеста предусмотрительно привел нотариуса, чтобы подписать брачный контракт. В этот момент появляется Эрнесто, которому доктор спешит все объяснить, и Эрнесто становится свидетелем на «свадьбе». Едва подписав контракт, Софрония-Норина неожиданно выступает с целым рядом требований, которые лишают ее мужа дара речи (квартет «Voglio, per vostra regola»; «К вашему сведению, я требую»): ей нужны новые слуги, портной, ювелир и парикмахер, лошади и коляски, дом надо переоборудовать и сегодня вечером устроить прием на пятьдесят человек.

Действие третье

Дон Паскуале в глубоком унынии сидит за столом, заваленным счетами, окруженный многочисленной челядью. Синьора спешно собирается в театр. Во время шумной перебранки Паскуале пытается воспротивиться ее планам, настоять на своем, но в ответ Норина дает ему пощечину (дуэт «Dove corre tanta fretta»; «Куда так спешно?»). Старый муж чуть не плачет от унижения («Ah! E finita, don Pasquale»; «Ах, все кончено, дон Паскуале»). Жена уходит, выронив письмецо. В нем приглашение на любовное свидание. Дон Паскуале уничтожен. Он торопится за советом к доктору. Софрония получит то, что заслужила,— развод, если им удастся застать ее на месте преступления.

Вечером в саду Эрнесто поет Норине серенаду (с хором «Com'e gentil»; «Чудесна ночь»). Дон Паскуале и доктор, крадучись, входят в сад, некоторое время прячутся, а затем появляются из укрытия. Эрнесто исчезает. Софрония окружена и тщетно пытается отрицать обвинения в измене. Чтобы скорее положить конец досадному союзу, дон Паскуале объявляет ей, что завтра в доме появится еще дна хозяйка — жена Эрнесто. Софрония возмущена: лучше она немедленно уйдет. Но в подтверждение слов Паскуале она требует позвать Эрнесто. Тут-то все раскрывается. Дон Паскуале соглашается на их брак и благодарит за преподанный ему урок (финал «La moral di tutto questo»; «Мораль всего такова»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ДОН ПАСКУАЛЕ (Don Pasquale) — комическая опера Г. Доницетти в 3 действиях, либретто Дж. Руффини и композитора по либретто А. Анелли. Премьера: Париж, "Театр итальенн", 3 января 1843 г.; в России - Петербург, силами Императорской итальянской оперы, 6 февраля 1845 г. (с участием П. Виардо и А. Тамбурини), с успехом шел "Дон Паскуале" и позднее; премьера на русской сцене: Московская русская частная опера, 1886 г.

Текст Руффини представляет собой переработку либретто А. Анелли для оперы С. Павези "Сэр Маркантонио" (1810). Сочинение Доницетти было написано за одиннадцать дней и явилось крупным творческим достижением. "Дон Паскуале" - типичная опера-буффа, воспроизводящая излюбленные в этом жанре ситуации и типы: глуповатого влюбчивого старика, лукавой субретки, любовника и др.

Чтобы отговорить старика жениться, друзья устраивают фиктивный брак с женщиной, которая своими прихотями доводит мужа до безумия. Подобная ситуация неоднократно использовалась в опере-буффа и в комедии - вспомним хотя бы "Эписин, или Молчаливую женщину" современника Шекспира Бена Джонсона (пьесу, послужившую основой для оперы Р. Штрауса "Молчаливая женщина").

По блеску, изяществу, остроумию, неисчерпаемой мелодичности "Дон Паскуале" - едва ли не лучшая комическая опера Доницетти, доказавшая жизненную силу итальянского искусства буффа. В XX веке в России наиболее значительными были постановки Малого оперного театра в Ленинграде (1931) и Студии Станиславского (1936), на Западе - спектакль миланской "Ла Скала" в режиссуре Дж. Стрелера (1950).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова