Опера Леонкавалло «Паяцы»

Pagliacci

12.01.2011 в 11:26.
Опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Постер Рафала Ольбиньского
Марио Дель Монако в роли Канио Джеральдин  Фаррар в роли Недды Тито Гобби в роли Тонио Энрико Карузо в роли Канио Пласидо Доминго в роли Канио

Леонкавалло. «Паяцы». Vesti la giubba (Дж. Ди Стефано)

Опера в двух действиях Руджеро Леонкавалло на либретто (по-итальянски) композитора.
Первая постановка: Милан, театр «Даль-Верме», 21 мая 1892 года.

Действующие лица: Недда, она же Коломбина (сопрано), Канио, он же Паяц (тенор), Тонио, он же Таддео (баритон), Беппо, он же Арлекин (тенор), Сильвио (баритон), крестьяне и крестьянки.

Действие происходит между 1865 и 1870 годами.

При опущенном занавесе Тонио в костюме Таддео, персонажа комедии, которая будет разыграна во втором действии, предстаёт перед публикой, объявляя, что автор решил воскресить старый обычай комедии масок. Но теперь его вдохновляет настоящая жизнь, и поэтому публика должна обратить внимание не на внешний вид персонажей, но на их душу, ибо они — люди из плоти и крови.

Действие первое

На площади калабрийского села — ярмарочный балаган. Слышатся звуки трубы и барабана, смех, крики: толпа приветствует труппу бродячих артистов («Son qua! Ritornano»; «Вон там! Идут уже!»). Канио объявляет о предстоящем скоро спектакле. Он ревнует свою жену Недду к актёру Тонио, та встревожена поведением мужа, но красота природы, неба, голоса птиц отвлекают её («Stridono lassu»; «В лазурной вышине»). Горбун Тонио признаётся Недде в любви («So ben che difforme»; «О да, я ведь знаю»); Недда отталкивает его. Появляется крестьянин Сильвио, возлюбленный Недды, и предлагает ей бежать. Они нежно объясняются друг другу в любви («E allor perche, di’, tu m’hai stregato»; «О, для чего тобой я околдован?»). Тонио подсматривает за ними. Он приводит Канио на место свидания. Сильвио успевает уйти. Канио набрасывается на жену с требованием открыть имя её возлюбленного. Но Беппо просит его успокоится: пора начинать представление. Канио, оставшись один, готовится к шутовской роли паяца («Recitar!.. mentre preso dal delirio»; «Играть! Когда точно в бреду я»).

Действие второе

Собирается народ, в том числе Сильвио. Недда в роли Коломбины ожидает Арлекина (Беппо), поющего за кулисами серенаду («O Colombina, il tenero fido Arlecchin»; «О Коломбина, верный, нежный Арлекин»). Слуга Таддео (Тонио) объявляет Коломбине о своей любви, но та смеётся над ним. Арлекин и Коломбина ужинают. Внезапно появляется муж Коломбины Паяц и слышит те же слова, которые жена говорила, когда прощалась с Сильвио. Канио-Паяц больше не владеет собой («No, pagliaccio non son»; «Нет! Я не паяц»). Он кричит, требуя у жены имя подлинного любовника. Недда отказывается говорить, и Канио ударом ножа убивает её. Сильвио бросается на сцену, чтобы спасти Недду, но Канио убивает и его. «Комедия окончена», — обявляет Тонио.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ПАЯЦЫ (I pagliacci) — опера Р. Леонкавалло в 2 действиях с прологом, либретто композитора. Премьера: Милан, "Театро даль Верме", 21 мая 1892 г., под управлением А. Тосканини. Вслед за этим опера была поставлена в других городах Италии и за рубежом. На русской сцене впервые: Москва, 11 января 1893 г. - Товарищество И. П. Прянишникова, 11 ноября - Большой театр; 23 ноября - Петербург, Мариинский театр (с участием Николая и Медеи Фигнер, А. Чернова и Л. Яковлева).

В основе сюжета - подлинное происшествие, свидетелем которого был Леонкавалло в раннем детстве: ревнивый актер странствующей труппы во время представления убил неверную жену и ее любовника. Событие это оставило глубокий след в сознании будущего композитора. В то же время исходная ситуация (вторжение жизни в спектакль) построена по излюбленной в литературе конца XIX в. схеме - достаточно вспомнить "Зеленого попугая" А. Шницлера или "Табарена" П. Феррье (Леонкавалло заимствовал некоторые ситуации из последней пьесы). Несмотря на то, что автор стремился утвердить на сцене правду ("Паяцы" - одно из ярких явлений веризма), все ситуации и средства выразительности у него мелодраматически преувеличены.

Превосходное знание законов сцены и драматургический талант, умение использовать выигрышные приемы объясняют успех оперы - единственной у Леонкавалло, сохранившейся в репертуаре. Музыка ее доходчива, вокальные партии благодарны для исполнителей. Многие фрагменты - пролог, ария Канио "Смейся, паяц", ария Недды, серенада Арлекина - принадлежат к наиболее популярным в концертной практике. В главных партиях выступали крупнейшие певцы мира: Э. Карузо, М. Баттистини, Б. Джильи, Р. Таубер, Дж. ди Стефано, М. дель Монако, Ф. Корелли, Т. Гобби, М. Каллас, Л. Паваротти, П. Доминго, В. Атлантов и др. Среди современных постановок можно отметить спектакль в римских Термах Каракаллы (1990, В. Атлантов - Канио).

Опера была несколько раз экранизирована. Еще в 1909 г. в Италии был отснят на кинопленку пролог. В 1936 г. в Англии немецкий режиссер К. Груне снял по мотивам произведения Леонкавалло фильм с Р. Таубером в роли Канио - в русском прокате он шел под названием "Любовь паяца". Известна в нашей стране и снятая в 1948 г. режиссером М. Костой итальянская картина "Паяцы", где Т. Гобби выступил в ролях Канио и Сильвио, Недду играет Дж. Лоллобриджида (поет О. Финески), а Канио - А. Поли (поет Г. Мазини).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова