Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Игнацы Ян Падеревский (Ignacy Jan Paderewski)

04.12.2010 в 13:34.

Игнацы Ян Падеревский / Ignacy Jan Paderewski

Польский пианист, композитор, государственный деятель. Родился 18 ноября 1860 в с.Куриловка в Подолии (ныне на Украине). Хотя мальчик начал играть на фортепиано в возрасте трех лет и сочинять в семь лет, он развивался довольно медленно, занимаясь сначала у частных педагогов, а потом в Варшавском музыкальном институте (позднее преподавал там фортепиано). Занимался в Берлине, где на Падеревского обратили внимание Антон Рубинштейн и другие известные музыканты. В 1884 Падеревский начал заниматься со знаменитым педагогом Т.Лешетицким.

После артистических дебютов в Вене (1887), Париже (1889), Лондоне (1890) и Нью-Йорке (1891) имя Падеревского ставилось наравне с именем Ф.Листа – обоих называли величайшими пианистами мира. Хотя многочисленные сочинения Падеревского (практически во всех жанрах) остаются в тени его исполнительской известности, его опера "Манру", поставленная в Дрездене в 1901, впоследствии появлялась на сценах ряда известных оперных театров в США, а его "Менуэт" соль мажор (часть из цикла "Шесть юморесок" для фортепиано) соперничал в популярности с менуэтом Бетховена. Падеревский был также пламенным патриотом Польши. Дважды возглавлял польское правительство: в 1919 и в 1940–1941 (правительство в эмиграции). Ряд звукозаписей и одна кинолента ("Лунная соната", 1936) донесли до потомков образцы уникального искусства Падеревского. Умер Падеревский в Нью-Йорке 29 июня 1941.

Энциклопедия Кругосвет

Интересные факты

1. вы все перепутали, юноша!

-Эта соната навеяна воспоминаниями о любимой, - объяснял Падеревский на уроке своему ученику. - Ее играть надо как песню любви, обращенную к невесте.
Молодой человек садится за фортепиано и играет сонату. Спустя некоторое время Падеревский восклицает:
- Послушайте, мой дорогой, вы играете так, будто обращаетесь к теще...

2. не хуже моцарта

Падеревский часто бывал в доме одной немолодой четы - страстных любителей и больших знатоков музыки Моцарта. Они очень любили, когда Падеревский исполнял произведения их любимого композитора, и он охотно играл для них. В конце концов наступил вечер, когда весь моцартовский репертуар Падеревского был исчерпан. Но хозяева настойчиво просили сыграть именно Моцарта. Тогда Падеревский сыграл менуэт.
- Когда же Моцарт написал эту прелестную вещицу? - разволновались старики.
- Только что, - скромно ответил Падеревский.

3. в париже так не положено...

Однажды, прогуливавшемуся по улицам Парижа Падеревскому подбежал оборванный парижский гармен и решительно заявил:
-У нас в Париже не принятно ходить в грязных ботинках! Почистить Вам обувь, месье?
- Моя обувь потерпит, малыш, - с улыбкой ответил Падаревский. - Но вот если ты соизволишь умыть лицо и руки, то получишь от меня двадцать франков.
Мальчуган помчался к ближайшей колонке и уже через пару минут вернулся назад умытым и сравнительно чистым.
- Вот твои двадцать франков, - сказал Падаевский и подал ему монетки.
Мальчишка взглянул на великого пианиста и, вздохнув, возвратил деньги:
- Нет, месье, лучше приберегите их для парикмахера, который вас как следует подстрижет.... У нас в Париже не принято ходить с такой прической!

4. мы с орфеем...

Выступления Падеревского в Америке произвели фурор. Публика ломилась на его концерты, овациям не было конца, поклонницы караулили его везде, где только можно, и не давали проходу. Импульсивные и бесцеремонные американцы относились к маэстро как к своей собственности. От этой шумной суеты, которая мешала жить и работать, Падеревский быстро устал и не чаял, когда закончатся его американские гастроли. Один музыкальный критик в своей стетье назвал Падаревского новоявленным Орфеем.
- Прошу прощения, дорогой друг, - как-то сказал ему маэстро при встрече. - Но между мной и Орфеем есть некоторая разница...
- Какая же?
- Орфей отправился в ад, чтобы спасти любимую, то есть у него была весьма серьезная причина для этого рискованного путешествия. Я же бездумно отправился туда, имея легкомысленную цель дать несколько концертов, - и наказан...

5. приглашение принято

Как-то раз Падеревского пригласили в гости. В письме, помимо прочего,любезный хозяин сообщал следующее:'..Моя жена исполнит для Вас собственные композиции, дочь споет романсы, а сын сыграет на скрипке. После выступлений, в десять часов вечера, начнется банкет'.
Падеревский в ответ написал:
'Большое спасибо! Приглашение принимаю. Буду ровно в десять часов.'

6. блистательное выступление

Когда Падаревский совершал турне по Северной Америке, ему по телеграфу предложили за довольно значительную сумму выступить в небольшом городке. Маэстро с удовольствием принял это предложение. Но когда в назначенный день и час он прибыл на концерт в битком набитый зал, оказалось, что на эстраде стоит лишь... механическое пианино наподобие большой шарманки. Найти фортепиано - об этом не могло быть и речи. Срыв концерта грозил неприятностями. Отважившись, Падеревский подсел к пианино, поклонился, схватил рукоятку и крутил ее, пока все "номера" не были сыграны. Оглушительные крики "браво", "бис" красноречиво свидетельствовали о восторге публики. На следующий день в другом городе Падеревский дал концерт на настоящем "Стейнвее" - его исполнение было принято публикой с большим воодушевлением, но... все же не так восторженно, как на предыдущем концерте.

7. не по душе

Падеревский очень не любил всякую "музыкальную механику" и однажды наотрез отказался наиграть валики для механического пианино. Представитель фирмы, стараясь переубедить его, сказал: - Но, уважаемый маэстро, вы напрасно думаете, что ваша музыка будет плохо звучать на нашем инструменте! Мы так успешно усовершенствовали технику воспроизведения, что уже можем передавать шестнадцать оттенков!
- Увы, уважаемый маэстро, все равно ничего не выйдет, - с улыбкой отвечал Падеревский.
- Но почему же?
- А потому, что недавно я как раз добился семнадцатого...

8. два горошка на ложку

Однажды Падеревский концертировал в Лондоне. В зале было душно, и две дамы попросили открыть окна. Образовался сильный сквозняк. Падеревский обратился к дамам:
- Сударыни, вам нравится как я играю?
- О, да! Чудесно! Замечательно!
- Тогда приношу свои извинения, но я вынужден попросить, чтобы окна были закрыты. Нельзя ведь получать разом два удовольствия: слушать хорошую музыку и убивать пианиста...

9. встречное предложение

Однажды, когда Падеревский выступал в Нью-Йорке, американская фортепианная фирма "Эолиан", выпускавшая дешевые пианино для ресторанов, обратилась к знаменитому пианисту с предложением, чтобы он отыграл свои концерты исключительно на инструменте этой фирмы.
- А мы вам за это готовы заплатить сорок тысяч долларов, - сказал рекламный агент "Эолиана".
Падеревский шутливо ответил:
- Согласен на двадцать тысяч. За эти деньги я готов забыть ваше дурацкое предложение...

10. сбылось!...

После концерта юная поклонница Падеревского с восторгом и умилением обратилась к музыканту:
- Маэстро, теперь, когда я вас услышала, вы уже можете спокойно умереть.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова