Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Танеева «Орестея»

Oresteia

12.01.2011 в 09:59.

Опера в трех актах (частях), восьми картинах Либретто А. Венкстерна по одноименной трилогии Эсхила.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 17 октября 1895 г., под управлением Э. Крушевского.

Часть первая — «Агамемнон»

Действующие лица: Агамемнон, царь Аргоса (бас), Клитемнестра, его жена (меццо-сопрано), Эгист, его двоюродный брат (баритон), Кассандра, троянская пленница (сопрано), Страж (бас). Народ, прислужницы Клитемнестры, воины, пленные, телохранители.

Часть вторая — «Хоэфоры»

Действующие лица: Клитемнестра (меццо-сопрано), Тень Агамемнона (бас), Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры (сопрано), Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры (тенор), Раб (бас). Прислужницы Клитемнестры.

Часть третья — «Эвмениды»

Действующие лица: Орест (тенор), Аполлон (баритон), Афина Паллада (сопрано), Ареопагит (бас), Корифей (бас). Фурии, народ, ареопагиты, участвующие в панафинейской процессии

Действие происходит в Аргосе и Древней Греции в XII веке до н. э.

История создания

Клавир оперы «Орестея» (издан фирмой М.П. Беляева)

В начале 1880-х годов Танеев, тогда еще молодой композитор, только что перешедший 25-летний рубеж, решился писать оперу. Сюжетом был избран древнегреческий миф об Оресте, который мстит за смерть отца от руки жены — матери Ореста. Тщательно изучив произведения на эту тему, созданные тремя величайшими драматургами Древней Греции — Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, Танеев остановился на монументальной трилогии Эсхила (525—458 годы до н. э.) «Орестея», написанной великим трагиком в последний год своей жизни и состоящей из частей, названных «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Замысел оперы окончательно оформился в 1882 году. Тогда же композитор обратился за помощью в составлении либретто к ученому, знатоку античной культуры А. А. Венкстерну (1856—1909). Либретто создавалось при активном участии самого композитора. В нем сохранилось деление на части, предусмотренное Эсхилом. Начинавший работу над любым произведением с написания многочисленных эскизов и полифонических опытов, чтобы полностью технически овладеть тематическим материалом, Танеев и здесь не изменил своему методу, поэтому создание оперы растянулось на много лет. Одним из таких предварительных опытов стала даже программная симфоническая увертюра «Орестея», использовавшая тематизм оперы и написанная в 1889 году. Лишь в начале 1893 года опера была закончена и в марте показана руководству петербургского Мариинского театра. По-видимому, у главного дирижера театра Э. Ф. Направника возникли какие-то замечания, так как работа над оперой была продолжена в течение последующих месяцев, и окончательная партитура «Орестеи» была передана в театр уже в 1894 году. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 17 (29) октября 1895 года и имела большой успех.

Сюжет

«Агамемнон». Открытое место в Аргосе перед дворцом Атридов. Вдали море и ряд удаляющихся гор. Звездная ночь. На кровле дворца страж. Он вглядывается в ночной мрак, ожидая появления сигнальных огней. Царь Аргоса Агамемнон со своими войсками десять лет назад покинул страну и осаждает Трою. Скоро сигнальные огни должны возвестить о падении Трои. И вот они вспыхивают на вершинах гор. Из дворца выходят рабыни, неся туши жертвенных животных и цветы. Выйдя за ограду дворца, они приносят жертву перед алтарями. Клитемнестра, указывая на ярко разгоревшиеся огни, торжественно сообщает народу о великой победе. Однако в душе ее — не радость, а жажда мести. Десять лет назад, для того чтобы ветер наполнил паруса кораблей, направившихся к Трое, Агамемнон принес в жертву богине Артемиде их дочь Ифигению, и мать не может простить этого мужу. Ее любовник Эгист также полон чувства мести: его отец был когда-то изгнан своим братом, отцом Агамемнона Атреем, потом призван назад и на пиру, данном Атреем якобы в знак примирения, его угостили мясом собственных убитых детей. Лишь Эгисту удалось спастись. Узнав об этом, несчастный отец проклял и злодея брата и весь его род.

Наступил яркий солнечный день. Дворец убран цветами. Народ в праздничных одеждах радостно встречает приближающееся войско. По приказу Клитемнестры рабыни устилают путь царя пурпурными тканями. Пурпур — цвет царей, это высшая честь победителю, но в поступке царицы совсем другой смысл: пурпур скроет следы крови, которую она прольет! Агамемнон въезжает на колеснице, окруженный телохранителями, войском и пленниками. Он торжественно вступает в свои покои, а на площади остается привезенная им пленница, дочь царя Трои слепая Кассандра. Она пророчествует о страшном возмездии за совершенные в царском доме преступления (около дворца появляются тени убитых детей, братьев Эгиста) и о своей гибели, после чего следует за царем во дворец. Оттуда раздается крик о помощи. Занавес средней части дворца раздвигается, видны тела Агамемнона и Кассандры. Клитемнестра с окровавленным мечом в руках выходит и сообщает оцепеневшему в ужасе народу о смерти Агамемнона и Кассандры. Эгист уводит ее во дворец, а народ призывает Ореста отомстить за преступление.

«Хоэфоры» (приносящие жертвы). Комната на женской половине дворца Атридов. Ночь. Клитемнестра, томимая бессонницей, просит бога Морфея послать ей спасительное забвение. Она не может больше выносить видение призрака убитого мужа, который каждую ночь приходит, чтобы предсказать смерть от руки сына-мстителя. Вот и сейчас вырисовывается его фигура в окровавленной одежде. На крик Клитемнестры сбегаются женщины, среди них Электра. Клитемнестра просит дочь принести искупительную жертву на могилу отца. Электра отправляется — но не выполнить просьбу матери, а вознести моления о возмездии преступной жене.

Оливковая роща, рядом надгробный холм Агамемнона и колонна Гермеса, покровителя странников, вдали виден дворец Атридов. Раннее утро. Входит Орест в дорожном платье с посохом в руках. Он, только что вернувшийся изгнанник, благоговейно кладет прядь собственных волос как знак сыновней преданности и любви. Услышав чье-то приближение, он прячется. Появляется Электра, окруженная рабынями. Она совершает возлияние на могилу Агамемнона и просит бессмертных богов отомстить за смерть отца и вернуть брата. Узнавший ее Орест выходит из убежища. Электра и Орест клянутся отомстить за смерть Агамемнона.

Снова место перед дворцом Атридов, освещенное заходящим солнцем. Сюда приходит Орест. Никто не узнает его, изменившегося за годы изгнания. Он рассказывает, что Орест умер, и Клитемнестра, выказывая притворную скорбь, в душе торжествует: значит ужасное предсказание призрака не сбудется! Но ее размышления прерывает раб, выбежавший из дворца со страшным известием: убит ее любовник и сообщник Эгист. Она понимает: это сделал неведомый, неузнанный странник — Орест. Он выходит из дворца. Тщетно охваченная ужасом царица молит о пощаде. Орест не слышит ее, словно пораженный каким-то видением, а потом увлекает Клитемнестру во дворец. Занавес средней части дворца раздвигается, видны трупы Эгиста и Клитемнестры, около них Орест. Он признается, что не мог поднять руку на мать, но видение Аполлона зажгло в нем гнев и вложило в руку меч. Внезапно внутренняя часть дворца освещается зловещим красным светом. Появляется толпа фурий. Орест убегает.

«Эвмениды». Пустынная местность на берегу моря. Ночь, гром, молния. На море буря. В ужасе вбегает Орест, спасаясь от преследующих его фурий. В отчаянии он хочет броситься в волны, но фурии окружают его, не пуская к воде. Для матереубийцы остается одна надежда — обратиться к Аполлону, подвигшему его на месть. Он отправляется в Дельфы.

Дельфы. Храм Аполлона. Жертвенный дым скрывает находящееся в глубине святилище. Сквозь дым просвечивают золотистые лучи. Вбегает Орест, преследуемый фуриями, и обращается к своему божественному покровителю с мольбой о защите. Дым рассеивается и открывает святую святых храма. Виден Аполлон, озаренный сиянием, в венце из золотых лучей. Аполлон прогоняет фурий и повелевает Оресту отправиться в Афины, в храм Афины. Ее, богиню мудрости, должен просить Орест о справедливом суде.

Афины. Виден холм Арея, по склону которого расположены тесаные камни, на них сидят 12 ареопагитов. Направо оливковая роща и алтарь Афины. Налево Акрополь и широкая мраморная лестница к Пропилеям. Лунная ночь. Акрополь закрыт облаками. У алтаря Орест, вокруг толпы народа. Орест ждет решения судей-ареопагитов. Они спускаются с холма торжественной процессией, подходят к урне у алтаря Афины и опускают туда черепки. Голоса разделились ровно пополам. Орест в отчаянии бросается к подножию алтаря. Афина спускается на облаке и становится позади алтаря. Она объявляет Оресту, что бросает свой камень за него: он оправдан! Облака рассеиваются, открывая ярко освещенный Акрополь. Афина сходит с облака, делает знак Оресту следовать за ней и открывает шествие. Процессия направляется к Парфенону. Все прославляют мудрость Афины, положившую конец череде кровавых злодейств.

Музыка

«Орестея» представляет собой уникальное явление в русской опере. Танеев как бы возвращает слушателей-зрителей к традициям Глюка с его высоким этическим пафосом, величием изображаемых характеров и мощью страстей. Обилие хоровых сцен сближает «Орестею» с ораторией, герои ее лишены индивидуальных особенностей, но отличаются обобщенными чертами, передающими силу и поэзию древнегреческого мифа.

В 1-й картине I части («Агамемнон») рассказ Эгиста «За власть над Аргосом возник кровавый спор» пронизан чувством мести. Кульминацией части (во 2-й картине) является сцена пророчества Кассандры «О, горе мне! Несчастная страна!». Во II части («Хоэфоры») выделяются ариозо Ореста «О, отец, не рыдал я над трупом твоим» и Электры «Сжалься, сжалься». Дуэтная сцена убийства Клитемнестры отмечена разнообразием воплощенных чувств — гнева, мольбы, скорби, ненависти, твердой воли. После 1-й картины III части («Эвмениды») с ее оркестровыми и хоровыми эффектами, передающими разгул стихии и мстительность фурий, ярким контрастом является 2-я с ее светлыми торжественными звучаниями, рисующими царство солнечного бога. 3-ю картину открывает торжественный хор «Дарован богиней нам новый закон». Глубоко выразительно, полно драматизма ариозо Ореста «Сжалься, богиня».

Л. Михеева


ОРЕСТЕЯ — музыкальная трилогия С. Танеева в 3 ч. (8 к.), либретто А. Венкстерна по одноименной трилогии Эсхила: ч. I — «Агамемнон», в 2 к.; ч. II — «Хоэфоры» (приносительницы жертв), в 3 к.; ч. III — «Эвмениды» (богини мести), в 3 к. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 17 октября 1895 г., под управлением Э. Крушевского.

Среди оперных произведений, восходящих к «Орестее» Эсхила,— трилогия Ф. Вейнгартнера, «Жизнь Ореста» Э. Кшенека, «Клитемнестра» И. Пиццетти и др. «Орестея» — единственное оперное произведение С. Танеева, выдающегося русского композитора и теоретика.

Музыка проникнута духом высокого гуманизма, благородства, этической красоты. Казалось бы, это произведение, написанное на тему, далекую от русской действительности, лежит вне национальных традиций. Однако это не так. Достоевский в речи, посвященной Пушкину, отметил в качестве одного из основных свойств русского искусства отзывчивость на духовную жизнь других народов, имея в виду «Скупого рыцаря», «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери», «Сцены из рыцарских времен» Пушкина и др. Русская музыка продолжила эту славную традицию испанскими увертюрами Глинки, Орлеанской девой Чайковского, его же симфоническим воплощением образов Данте и Шекспира, произведениями Римского-Корсакова, в которых запечатлены образы античности — Греции (кантата «Из Гомера») и Рима ("Сервилия"), а также Польши ("Пан воевода"), Испании ("Испанское каприччио") и т. д. Танеев не стилизовал музыку, не подражал образцам прошлого. Все средства музыкального искусства он поставил на решение высокой этической цели воплощения античной трагедии.

Царица Клитемнестра, мстя за гибель дочери, убивает своего мужа Агамемнона. Перед их сыном Орестом встает неразрешимая дилемма: нельзя оставить безнаказанной гибель отца, но и нельзя убить мать. Однако, повинуясь воле Аполлона, он убивает Клитемнестру. Преследуемый богинями мести Эвменидами, он находит убежище в храме Аполлона. Суд старейшин и воля богов снимают с него обвинение в матереубийстве.

Композитор глубоко воплотил драматическую коллизию, столкновение идей справедливости и насилия, добра и зла, преступления и возмездия. Именно этическая сторона «Орестеи» была всего более близка ему. Внешнего драматизма в музыке нет. Она не столько прямо выражает события, поступки, сколько раскрывает их мотивы, внутренний мир героя. Величавость и суровая значительность образов отличают музыку Танеева, столь разительно противостоящую Электре Р. Штрауса, которая воплощает ту же тему, но в подчеркнуто экспрессивном плане.

Одна из последних постановок оперы состоялась в Минске в 1963 г.

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова