Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Оперетта

12.01.2011 в 12:32.

Оперетта — итальянское слово (operetta) и означает буквально — маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50-х годов прошлого века.

Оперетта возникла из театральных интермедий - коротеньких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки.

Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода» и др. Сюжеты оперетт, казалось бы столь далекие от действительности, — мифические и сказочные, — неожиданно оказывались очень современными. Действующие лица их были всем весьма хорошо знакомы, с ними зрители встречались чуть ли не каждый день. Они только рядились в костюмы богов и героев. Орфей у Оффенбаха из мифологического певца превращался во влюбленного учителя музыки, а боги оказывались не всемогущими, а, напротив, беспомощными и смешными...

Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка? Музыка всегда оказывалась веселой и увлекательной. Оффенбах включал в оперетту песенки, марши, танцы — кадрили, галопы, вальсы, болеро...

В оперетте не только пели, но и говорили. При этом в тексте часто встречались реплики на злобу дня, намеки на происходящие, волнующие всех события.

Несколько другой стала оперетта в Австрии, в Вене. Она так и называется - венская оперетта. Наверное, вы слышали оперетты Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», «Цыганский барон». Они напоены чудесными мелодиями. Говорили, что благодаря Штраусу оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией.

Традиции Штрауса продолжил венгерский композитор Имре Кальман, написавший такие известные оперетты, как «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка».

Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами. В 20-е годы в этом жанре работал Н. Стрельников. По его оперетте «Холопка» поставлен кинофильм «Крепостная актриса». В театрах Советского Союза шли лучшие оперетты И. Дунаевского «Золотая долина», «Вольный ветер», «Белая акация».

К жанру оперетты обращались Б. Александров, Ю. Милютин, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Т. Хренников, А. Петров, А. Эшпай, В. Баснер, Р. Гаджиев и многие другие композиторы.

Сейчас, в наши дни, все большее распространение получает разновидность оперетты, называемая мюзикл. Наиболее известные из зарубежных мюзиклов — «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна.

Л. В. Михеева


"Маленькая опера" — буквально означает итальянское слово operetta, хотя жанр этот распространился не только в самой Италии, сколько за ее пределами. Впрочем, главный жанровый признак оперетты связан не с размерами, а с содержанием. Это прежде всего комическое музыкально-сценическое произведение, в котором музыка перемежается с разговорными диалогами.

Вы, конечно, вспомните, что именно так характеризуются и комическая опера и музыкальная комедия. И в них действительно эти главные признаки общие. Но у каждой из этих жанровых разновидностей своя история, свой путь, свои традиции, хотя жестких и четких границ между ними нет.

В XVII веке в Италии опереттами действительно называли небольшие оперы. Столетием позже так именовали преимущественно бытовые комедии, пасторали. А затем уже опереттой произвольно стали называть любую комическую оперу: в Италии, во Франции, в Германии, в Австрии и др. В том же виде, в котором мы знаем оперетту сейчас, она сформировалась воФранции, в 1850-60-х годах, прежде всего в творчестве Жака Оффенбаха. Небольшие веселые и остроумные музыкальные представления (в том числе пародии и миниатюры), с красивой и запоминающейся музыкой, со злободневными куплетами, тексты которых часто менялись, живо реагируя на политические события, сделали бульварный театр Оффенбаха одним из центров культурной жизни Парижа. Его оперетты становились все более яркими по музыке и смелыми по содержанию, они нередко высмеивали пороки современного буржуазно-аристократического общества. Несколько позже свои прекрасные оперетты создали И. Штраус (сын) и И. Кальман, Ф. Легар и К. Миллёкер, Ш. Лекок и Р. Планкет и многие другие. В лучших опереттах композиторы использовали достижения современной оперы, обращались к довольно сложным музыкальным формам.

В России очень любили зарубежные оперетты, но своих создавали мало, поскольку ни традиции, ни образ жизни к этому не располагали, да и творческие интересы русских композиторов больше тяготели к серьезным жанрам. Яркие произведения в жанре оперетты появились в 1920-30-х годах в творчестве Н. Стрельникова и И. Дунаевского, а позже — Ю. Милютина, В. Соловьева-Седого, К. Листова, А. Эшпая и других советских композиторов.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова