Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Россини. Опера «Севильский цирюльник»

Глава №91 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Комическая опера в трех действиях. Либретто Ц. Стербини по комедии Бомарше.

Премьера — 20 февраля 1816 г. в Риме.

Действующие лица: Граф Альмавива — тенор; Доктор Бартоло, врач — бас; Розина, его воспитанница — колоратурное сопрано; Фигаро, цирюльник — баритон; Базилио, учитель музыки — бас; Берта, воспитательница Розины — меццо-сопрано; Фиорелло, слуга графа — баритон или тенор; Офицер — баритон; Амбродуио, слуга Бартоло, нотариус; музыканты, полицейские, солдаты.

Действие происходит в Севилье в XVIII веке. Первое действие — на улице, перед домом Бартоло, второе и третье действие — в доме Бартоло.

Действие первое

На рассвете под балконом одного из домов Севильи собираются музыканты. Их нанял граф Альмавива, чтобы они сопровождали его серенаду Розине, воспитаннице доктора Бартоло. Серенада прозвучала, но ответа нет. Что поделаешь, граф отпускает музыкантов, которые благодарят его за щедрое вознаграждение столь громко, что чуть ли не будят всю округу.

Цирюльник Фигаро как раз направляется в свою мастерскую. По пути он хвалится своей сноровкой и умением: как молниеносно щелкают ножницы в его руках, мелькает бритва, кровопускательный ланцет, врачебный инструмент; как он угождает красавицам, как он хитер, когда ему доверяют любовные послания.

Графу давно известен этот молодец, он рад встрече, надеясь, что плут и на сей раз поможет ему.

Фигаро же, узнав, что граф питает честные намерения и хочет жениться на Розине, с готовностью берется за дело.

По его совету, Альмавива снова начинает петь. В серенаде он называет себя Линдором и признается в любви.

Девушка тотчас отвечает на его пение, но ответ ее прерывается испуганным криком: очевидно, кто-то ей помешал.

«Союзники» подслушивают ворчание доктора Бартоло, опекуна Розины, который как раз отправляется за нотариусом. У старого медика на уме хитрый план: он хочет добиться руки и состояния своей воспитанницы. По его словам, Розина столь милый рецепт, что разумный доктор прописывает его лишь себе самому ...

Нет времени для размышлений и волокиты. Чтобы опередитьдоктора, надо действовать очень быстро. Альмавива дает Фигаро деньги, и тот охотно вступает с ним в сделку. За золото графа он обещает устроить любовное свидание. Он не скрывает, что деньги притягивают его, как волшебный магнит.

Первый совет Фигаро: пусть граф наденет на себя военную форму прибывающего сегодня в город на постой полка и, притворившись пьяным, вломится к доктору Бартоло. Предъявит ему бумагу о постое, и тогда доктор не сможет запретить ему войти в дом.

Действие второе

Дом доктора Бартоло.

Ворчливый старик бдительно охраняет свою воспитанницу. Но никакая осторожность не может воспрепятствовать проникновению в дом Фигаро. Брадобрей ловко играет роль посредника между графом, фигурирующим под именем Линдора, и Розиной. Но от прибывшего Бартоло ему приходится быстро скрыться.

Учитель музыки, Базилио, предупреждает Бартоло об опасности. В город прибыл тайный обожатель Розины, его необходимо как можно скорее очернить в ее глазах, иначе рухнет хитро задуманный план женитьбы Бартоло. Учитель музыки предлагает оклеветать молодого поклонника. Он тут же объясняет, каким образом можно кого-либо опорочить, дискредитировать. Клевета, по словам Базилио,

… как нежный ветерок, вначале
ласковый, вкрадывается в уши,
распространяясь все более и более,
смущая равно и глупых и умных;
говор переходит с уст на уста
и шепот возрастает,
становится из шепота лепетом,
а затем пушечным выстрелом
взрывает воздух.

Фигаро подслушивает разговор интриганов и после их ухода сообщает Розине о грозящей ей опасности. Затем он берет письмо девушки, чтобы передать его влюбленному графу.

Вскоре приходит Альмавива, одетый капралом. Он разыгрывает пьяного и машет перед носом доктора бумагой о постое.

План его, однако, рушится, ибо доктор получил от городских властей льготу — его дом освобожден от постоя. Граф все же не сдается. Он входит в роль подвыпившего воина и устраивает такой скандал, что в него вмешивается полиция. Назойливого солдата собираются вести в тюрьму, но тот шепчет начальнику караула свое настоящее имя и звание, и бравый офицер и его подчиненные, застыв, отдают графу честь. Доктор Бартоло остолбенело глядит на них.

Действие третье

Во второй раз Альмавива появляется в доме доктора Бартоло одетый учителем музыки. Он сообщает, что дон Базилио, учитель пения Розины, болен и поэтому послал взамен себя его, дона Алонзо, своего ученика. Доктор недоверчив, но «дон Алонзо» умело и безбоязненно мешает правду с выдумкой. Он говорит, что является доверенным графа Альмавивы, в доказательство чего показывает письмо, написанное графу Розиной. Бартоло вырывает письмо из его рук. На это граф, конечно, не рассчитывал, но уже ничего не может поделать. Теперь уже и недоверчивый доктор убежден, что Алонзо окажет ему поддержку.

Но тут внезапно появляется настоящий учитель пения, дон Базилио. Неприятные, и даже опасные минуты. Все, однако, с внезапной находчивостью начинают убеждать учителя музыки, что его трясет лихорадка, и шепчут, объясняют, поют, кричат это ему до тех пор, пока его и в самом деле не начинает лихорадить. А когда Альмавива еще сует ему в руку «на лекарство», дон Базилио сразу понимает, что лучше всего ему пойти домой и лечь в постель.

После его ухода начинается урок пения. Возлюбленные, однако, не могут остаться наедине. Бартоло не отходит от них ни на минуту, и Фигаро приходится брить его тут же, возле рояля. Правда, хитрый брадобрей заботится о том, чтобы Бартоло не получил удовольствия от подглядывания. Он взбивает столько мыльной пены, что ее в изобилии хватает на глаза, на нос, уши, рот доктора. Однако зоркий старик и так замечает, что «учитель пения» и Розина занимаются не только пением. Он догадывается, что в костюме дона Алонзо в дом проник возлюбленный Розины, и тотчас выгоняет мнимого учителя пения.

Теперь уже доктор Бартоло ни на минуту не желает откладывать своей женитьбы. Он немедленно посылает дона Базилио за нотариусом и, для большей уверенности, спешит за ним сам. Но прежде всего он стремится разочаровать Розину в ее любви, показывая ей в качестве доказательства неверности ее поклонника попавшее в его руки письмо Розины к Линдору. Он полностью «разоблачает» Линдора: он ухаживает за Розиной в качестве подставного лица богатого графа Альмавивы. Увидев испуганное отчаяние Розины, Бартоло, торжествуя, отправляется в путь.

В его отсутствие, однако, возвращаются Фигаро и граф. Они разъясняют Розине, что Линдор и граф Альмавива — одно и то же лицо. Настал, наконец, момент, когда она может освободиться из плена опекуна и вступить в брак с любимым.

В это время возвращается Базилио с нотариусом, за которым его посылал доктор. Хитрый цирюльник тут же нашелся: он представляет Розину нотариусу в качестве своей племянницы, невесты графа Альмавивы. Свидетели: учитель пения дон Базилио и цирюльник Фигаро.

Базилио пытается протестовать, но граф дает ему понять, что перед ним выбор: либо перстень с драгоценным камнем, либо пуля в лоб. Ответ Базилио готов: он выбирает дорогой перстень.

К моменту возвращения доктора нотариус уже оформил брак Розины с графом Альмавива.

Доктор Бартоло вынужден довольствоваться утешением своей домоправительницы.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова