Моцарт. Опера «Волшебная флейта»

Глава №32 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в двух действиях. Либретто Эм. Шиканедера. Премьера — 30 сентября 1791 года в Вене.

Действующие лица: Зарастро, волшебник — бас; Тамино, принц — тенор; Царица Ночи — колоратурное сопрано; Памина, ее дочь — сопрано; 1-я дама — сопрано; 2-я дама — меццо-сопрано; 3-я дама — альт; Старый жрец — бас-баритон; 1-й жрец — тенор; 2-й жрец — бас; Папагено — баритон; Папагена — сопрано; Моностатос, мавр — тенор; 1-й мальчик — сопрано; 2-й мальчик — меццо-сопрано; 3-й мальчик — альт; 1-й страж — баритон; 2-й страж — тенор; жрецы, рабы, приверженцы Зарастро. Действие происходит: первая картина — среди скалистых гор, остальные — во владениях Зарастро.

Действие первое

Картина первая. Дикие, скалистые горы.

Юный принц Тамино спасается от преследования гигантской змеи, но силы его иссякают, и он теряет сознание. Фрейлины Царицы Ночи спасают ему жизнь, убивают змею, а затем отправляются известить свою госпожу о забредшем сюда юноше.

Принц приходит в себя и замечает птицелова Папагено, который лжет ему, что гигантскую змею убил он.

Разукрашенный птичьими перьями, хвастун Папагено вскоре получает по заслугам. Возвращаются фрейлины Царицы Ночи и вешают ему на рот замок. Тамино же показывают портрет прекрасной дочери Царицы Ночи — Памины. С первого же взгляда на портрет Памины сердце юноши загорается пламенем страсти. Фрейлины передают ему и слова своей Царицы: если принцу нравится принцесса, пусть он идет за нее на битву и освободит ее из рабства. Злой колдун похитил Памину и держит ее пленницей в своем замке.

Появляется и сама Царица Ночи и вдохновляет юношу на битву.

Видение исчезает. Придворные дамы вручают Тамино волшебную флейту, звуки которой способны укротить и утихомирить самые злые страсти. Папагено они передают приказ Царицы Ночи сопровождать Тамино. В страхе он сначала протестует, но потом, когда ему дают волшебные колокольчики, которые защитят его ото всех опасностей, успокаивается.

На вопрос Тамино, как им найти замок злого волшебника Зарастро» фрейлины отвечают: их проведут туда три мальчика — три гения.

Картина вторая. Владения Зарастро...

Дочь Царицы Ночи, Памина, хочет бежать из плена, но злой мавр Моностатос ловит ее.

Папагено случайно попадает в зал, где находит пленную принцессу в обмороке.

Неожиданно появляется Моностатос, который ужасно пугается пришельца, украшенного птичьими перьями.

Папагено не храбрее его: при виде мавра он чуть не падает замертво. Они пугают друг друга до тех пор, пока оба не спасаются бегством. Однако птицелов первым берет себя в руки и возвращается. Он рассказывает Памине, зачем он очутился здесь: его послала сюда мать принцессы, Царица Ночи, но он лишь сопровождает Тамино, который тоже вскоре придет сюда и освободит девушку из плена.

Картина третья. В сопровождении трех мальчиков у храма Зарастро появляется Тамино. Навстречу ему из храма выходит седовласый жрец. Он разъясняет Тамино, что в это святое место нельзя вступать с мыслью о мести. Царица Ночи обманула его. Зарастро, против которого пришел сражаться молодой принц, не злое чудовище, а верховный жрец храма Любви и Мудрости.

На вопрос Тамино, жива ли Памина, жрец не может дать ответа. Юноша остается наедине со своим отчаянием. В это время раздаются звуки невидимого хора, и далекие голоса вещают: «Памина жива».

Счастливый принц начинает играть на волшебной флейте. Под чарующие звуки музыки из леса выходят звери и, танцуя, слушают чудесный мотив. В ответ на свою игру Тамино слышит звук колокольчиков Папагено.

Тамино радостно отправляется навстречу ему и Памине, поскольку он догадывается, что птицелов нашел девушку.

Готовящихся к побегу Памину и Папагено хватают слуги-мавры во главе с Моностатосом. К счастью, Папагено вспоминает о подарке Царицы Ночи — о волшебных колокольчиках. Он тут же начинает играть на них, и под звуки колокольчиков сарацины, пустившись в пляс, удаляются.

Картина четвертая. Едва Памине и Папагено удается освободиться от Моностатоса, как входит со своей свитой верховный жрец храма Любви и Мудрости, Зарастро. Он прощает девушке попытку к бегству и не осуждает пылающей в ее сердце целомудренной любви, но добросердечно предупреждает ее, что сейчас он еще не может ее освободить.

Врывается Монастатос с Тамино, который тоже был схвачен им. Памина и Тамино сразу же узнают друг друга.

Чернокожий Моностатос ожидает награды за поимку беглецов, но вместо этого Зарастро приказывает наказать его 25 ударами палкой.

Однако влюбленные еще не могут принадлежать друг другу. Тамино и Папагено вводят в зал «испытаний», где они должны заслужить «привилегии избранных». Действие второе Картина первая. Зарастро объявляет своим жрецам, что Тамино предназначено быть защитником храма Любвы и Мудрости от Царицы Ночи, которая задумала разрушить его. В награду боги отдадут Памину в жены принцу. Чтобы соединить молодых людей, Зарастро пришлось похитить Памину. Но Тамино вместе с Папагено еще должны пройти через суровые испытания, которые научат их мудрости и добру.

Картина вторая. Принц готов к испытаниям, однако Папагено охотнее отказался бы от мудрости, которая требует стольких жертв. Но когда птицелову обещают найти подходящую жену — Папагену, он соглашается пройти через первое испытание — упорное молчание.

Тамино выдерживает испытание. Три дамы — приближенные Царицы Ночи тщетно искушают его, напрасно грозят ему ужасной судьбой, юноша остается нем. Не так ведет себя Папагено, который в страхе беспрестанно болтает.

Картина третья. Лунная ночь ...

Памина спит в увитой розами беседке. Тут же постоянно вертится Моностатос: он хочет украдкой поцеловать девушку, но его прогоняет Царица Ночи, которая дает дочери кинжал и, угрожая проклятием, приказывает ей убить Зарастро и снять у него с груди священный солнечный диск. Когда Царица Ночи исчезает, Моностатос, подслушавший их разговор, угрожает девушке: если она не будет принадлежать ему, он убьет ее.

Он наставляет кинжал на Памину, когда вдруг появляется Зарастро. Тщетно оправдывается мавр, Зарастро все известно, он прогоняет Моностатоса и утешает Памину, ведь он и не помышляет о мести.

Картина четвертая. Тамино и Папагено вводят в зал храма испытаний, отсюда, храня молчание, они должны тронуться в путь. Тамино выдерживает обет. Однако Папагено, словно птица в обличье человека, попрежнему не умолкает ни на мгновенье.

Уродливая старая ведьма приносит воды страждущему от жажды птицелову, который со скуки пытается убить время разговорами. Он спрашивает имя старухи, но в это мгновение страшный удар грома потрясает воздух, и старуха исчезает.

Три мальчика-гения возвращают странникам их волшебные инструменты: флейту и колокольчики.

Но Папагено гораздо больше интересуется корзиной с яствами и напитками, которую также дали ему юноши. Теперь и он охотно замолкает, ибо рот его полон еды.

На звуки волшебной флейты Памина стремглав летит к принцу, но тот не может ответить ей на нежные слова, ведь обет понуждает его к молчанию. Девушка ничего не понимает. Она думает, что возлюбленный отвернулся от нее, душу ее наполняют сомнения, боль, мысли о смерти.

Картина пятая. Собираются жрецы храма Любви и Мудрости.

В их словах чувствуется ободрение: отважное, мужественное поведение Тамино позволяет надеяться на окончательную победу.

Зарастро предупреждает принца, что ему предстоят еще два опасных испытания.

В святилище вводят и Памину, чтобы она простилась со своим возлюбленным. Однако в сердцах молодых людей живет надежда, что они скоро встретятся.

Картина шестая. Папагено, всхлипывая, бредет по темным коридорам, таинственным залам, где на каждом углу его поджидают новые опасности.

Неожиданно пред ним предстает жрец, который объявляет ему: он не выдержал испытания, заслуживает ужасной судьбы, но боги решили не наказывать его... Однако уготованного посвященным блаженства он лишается навеки.

Папагено с легким сердцем отказывается от него. Его не мучат такие возвышенные желания, он изнемогает от жажды и хотел бы выпить вина. Вино он получает и приходит от него в такой восторг, что начинает танцевать под звуки своих колокольчиков.

Внезапно Папагено в испуге видит, что на звуки волшебного инструмента опять появляется старая ведьма, у которой он недавно спрашивал имя и которая исчезла среди страшных раскатов грома. Шепелявым голосом старуха выражает желание стать женой Папагено. Попавшему в беду птицелову, как бы он ни шарахался от страшной колдуньи, ничего другого не остается, как согласиться, поскольку старуха грозит, что иначе он останется здесь до конца своих дней, оторванным от мира, на хлебе и воде. ЕдваПапагено соглашается на брак, как ведьма превращается в красивую молодую девушку. Это та самая девушка, Папагена, в наряде из птичьих перьев, которую обещали ему в начале испытаний.

Однако они еще не могут вступить в брак. Птицелов сначала должен заслужить свою невесту, и, несмотря на все его протесты, Папагену уводят, а его самого чуть было не поглощают разверзшиеся недра земли.

Картина седьмая. Памина думает, что Тамино окончательно забыл ее. Она помышляет о смерти и достает полученный от матери кинжал.

Появляются три мальчика-гения и убеждают девушку, что Тамино по-прежнему любит ее.

Картина восьмая. Принцу предстоит последнее испытание: ему нужно перебраться через клокочущую огненную лаву и бурный, стремительный поток. Он не пугается и этих двух препятствий. Вдвоем с Паминой они отправляются в опасный путь.

Волшебная флейта и верная любовь помогает Тамино и Памине победить все опасности. Невредимые, выходят они изо всех испытаний. Храм избранных, лоно мудрости и гуманности уже ожидает своих новых приверженцев.

Картина девятая. Папагено тащит за собой огромную веревку и безнадеждо зовет обретенную и вновь потерянную Папагену.

В приступе отчаяния он собирается повеситься. Петля уже у него на шее, но три гения останавливают его. По их совету, он снова играет на волшебных колокольчиках. На звуки музыки появляется Папагена, страданьям влюбленных приходит конец.

Картина десятая. Царица Ночи и три ее фрейлины готовятся вероломно напасть на храм Зарастро. Их ведет Моностатос, который в жажде мести примкнул к силам зла. Царица Ночи обещала ему свою дочь, Памину, если он поможет ей одержать победу над Зарастро.

Однако заговорщиков — среди блеска молний и раскатов грома — поглощает вечная ночь.

Восходит яркое солнце...

Картина одиннадцатая. В храме справедливости собираются жрецы света, человеческого разума. Зарастро провозглашает торжество справедливости и людской доброты.

Так победил человек, который получает счастье не в дар, а приобретает его ценой борьбы, тяжелых испытаний, героических усилий.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова