Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Жан Батист Люлли

Глава №8 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Кто такой Люлли?

Вопрос задаем не только мы, так спрашивали и многие его современники.

Ответ мог звучать примерно так:

Поваренок, учитель танцев, скрипач, придворный, богач, предприниматель, любимец короля, интриган, миллионер, но прежде всего — один из крупнейших музыкальных гениев своей эпохи.

В 1646 году (когда Люлли было лишь 14 лет) герцог Гиз рекомендовал его ко двору «Мадемуазель», младшей сестры французского короля. Но как поваренок, мальчик оказался нерасторопным и даже вообще непригодным для работы на кухне, зато очень скоро в нем открылись незаурядные музыкальные способности. Вскоре он становится руководителем домашнего оркестра принцессы. Как придворный музыкант он выступает и при королевском дворе, где сначала танцует в балете, а позднее получает новую должность и новый оркестр. Итак, Жан Батист Люлли — руководитель придворных музыкантов Его величества, официально называемых «скрипки короля».

В 1664 году Люлли встречается с гигантом французской сцены, Мольером. После многих созданных ими совместно произведений рождается шедевр: «Мещанин во дворянстве» (1670).

Люлли — первый музыкант Франции. Он не испытывает недостатка и в официальных наградах: он «королевский советник» и «Маэстро». С этой минуты он и официально становится крупнейшим авторитетом в музыке.

Слава, чины и деньги льются на него потоком. Он приобретает право исключительной постановки оперных спектаклей. И, разумеется, он не только директор театра, но и композитор. На целое столетие он определяет путь развития французской оперы. Основной упор он делает на речитативы на французском языке, на красочные и частые интермедии, на ритм, полный жизни, на богатое оркестровое сопровождение.

Приводим перечень его главных опер: «Кадмий и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678), «Беллерофона» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис Гальский» (1684), «Роланд» (1685), «Армида и Рено» (1686), «Ацис и Галатея» (1686).


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова