Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Прокофьева «Обручение в монастыре» («Дуэнья»)

Betrothal in a Monastery

12.01.2011 в 12:56.

Опера русского композитора Сергея Прокофьева (1946, Ленинград), в 4 действиях. Либретто композитора, М. Мендельсон-Прокофьевой по либретто Р. Шеридана к опере Т. Линлея (1775).

Главные персонажи: Дон Жером (тенор), Луиза (сопрано), Фердинанд (баритон), Дуэнья (контральто), Антонио (тенор), Клара (меццо-сопрано), Мендоза (бас), Дон Карлос (баритон).

Севилья. 18 в. Дворянин Дон Жером сговорился с богатым рыботорговцем Мендозой, что выдаст за него свою дочь, красавицу Луизу. Но Луиза любит молодого Антонио. Чтобы выбраться из дома, Луиза одевает платье своей дуэньи, к-рая охотно помогает ей, ибо сама непрочь выйти замуж за Мендозу. А Фердинанд, брат Луизы, любит Клару, ее подругу, к-рую мачеха выгнала из дома. Встретив на улице Клару, Луиза уговаривается с ней об обмане, к-рый поможет ей встретиться с Антонио. Назвавшись Кларой, Луиза просит Мендозу позвать Антонио, что тот охотно делает, т.к. надеется тем самым отвадить юношу от Луизы, сам же Мендоза отправляется в дом Дона Жерома. Тот уходит, желая оставить его наедине с дочерью, не подозревая о ее побеге. К Мендозе выходит дуэнья, выдавая себя за Луизу, и умело околпачивает его, уговаривая романтично «украсть» её. В дальнейшем, в результате различных хитростей, все заканчивается счастливо. Дон Жером благословляет детей на брак, посчитав, что потеряв богатого жениха в лице Мендозы, он приобрел солидное приданое Клары, вышедшей замуж за сына. Мендоза в ярости. Он остается с дуэньей. Остальные славят молодых.

Музыка этой оперы Прокофьева лирична и светла. В ней ощущается родство с традициями комических опер Россини, Моцарта. Замечательное сочетание прозрачного мелодизма, тонкого лиризма с современным музыкальным языком, свойственное позднему периоду творчества композитора, здесь уже вполне ощущается. Сочинение прочно вошло в репертуар отечественного музыкального театра. Из последних постановок отметим премьеру 1982 в Большом театре (реж. Покровский, дир. Рождественский). Ставилась и за рубежом (Берлин, 1958; Неаполь, 1959 и др.).

Е. Цодоков


ОБРУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ / Дуэнья — лирико-комическая опера С. Прокофьева в 4 д. (9 к.), либретто композитора по Р. Шеридану, стихи М. Мендельсон-Прокофьевой. Премьеры первых постановок: Ленинград, Театр им. Кирова, 3 ноября 1946 г., под управлением Б. Хайкина (под названием «Дуэнья»); Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 28 декабря 1959 г.

В основе либретто — текст Р. Шеридана, написанный для оперы «Дуэнья, или Двойное тайное бегство» Т. Линли-отца и Т. Линли-сына (Лондон, 1775).

Севильский дворянин дон Жером хочет выдать дочь Луизу за старого богатого рыботорговца Мендозу, но Луиза любит молодого и бедного Антонио. Чтобы выйти за него замуж, девушка решает прибегнуть к хитрости, в чем ей помогает ее дуэнья. В платье дуэньи Луиза оставляет дом отца. Параллельно этой сюжетной линии развивается другая, связанная с любовью брата Луизы Фердинанда к Кларе, которую мачеха гонит из дома. В результате многочисленных хитростей Клара выходит за Фердинанда, Луиза — за Антонио, а одураченный Мендоза, против воли помогавший молодым влюбленным обвенчаться, женится на дуэнье. Дон Жером соглашается благословить брак своих детей, так как если он потерял богатого зятя в Мендозе, то вознаградил себя женитьбой сына: Клара принесла богатое приданое.

Музыка проникновенно-лирична и одухотворенна. Образы влюбленных полны высокой поэзии, душевной теплоты, благородства. Им противостоят комически-гротескные фигуры Мендозы, дона Жерома и дуэньи. Однако и эти персонажи отнюдь не условные театральные маски, композитор находит в них живые черты. Музыка чужда внешней стилизации, подделки под XVIII в.; обнаруживая органическое родство с традициями комической оперы Моцарта — Россини — Верди, она служит выражением индивидуального стиля Прокофьева. Опера входит в репертуар многих отечественных и зарубежных театров: Берлин (1958), Загреб, Неаполь (1959) и др.; премьера выдающейся постановки состоялась 26 декабря 1982 г. в московском Большом театре (дирижер Г. Рождественский, режиссер Б. Покровский); в 1996 г. была осуществлена постановка петербургским Мариинским театром (дирижер В. Гергиев, режиссер В. Пази).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова