Генрих Нейгауз (Heinrich Neuhaus)

03.04.2011 в 19:56.
Генрих Густавович Нейгауз / Heinrich Neuhaus

Советский пианист, педагог, музыкальный писатель. Народный артист РСФСР (1956). Родился в семье с музыка традициями: отец Густав Вильгельмович Нейгауз (1847-1938) — пианист-педагог; брат матери Нейгауза — пианист, дирижер и комп. Ф. М. Блуменфельд, двоюродный брат Нейгауза — польский композитор К. Шимановский. В детстве учился игре на фортепиано у отца. Концертировал с 9 лет. В 1904 и 1906 гастролировал в Германии, в 1909 - в Италии. В 1906 учился композиции у П.Ф.Юона в Берлине. Продолжал занятия (игра на фортепиано) у Л. Годовского (в 1906 брал уроки в Берлине, в 1912-14 занимался у него в Школе высшего мастерства при венской Академии музыки и сценических искусств). В 1915 экстерном окончил Петроградскую консерваторию.

Педагогическую деятельность начал в 1916, сочетая её с исполнительской. В 1916-18 преподавал фортепианную игру в Музыкальном училище РМО в Тбилиси, в 1918-1922 — в Киевской консерватории (с 1919 профессор). В 1922-64 профессор Московской консерватории (в 1935-37 её директор). Впервые выступил в Москве в 1922, с этого времени концертировал в СССР в течение 40 лет как солист и ансамблист (в дуэте со скрипачами П. Коханьским в Киеве, позднее с М. Б. Полякиным, Д. Ф. Ойстрахом, с квартетом им. Бетховена).

Нейгауз — пианист отчётливо выраженного романтического направления. Бурный темперамент, импульсивность, волевое начало сочетались в его игре с одухотворённой поэтичностью, тонким лиризмом, страстностью и правдивостью выражения; богатство фантазии и непосредственность творческого переживания в самый момент исполнения — с философски углублённым предварительным продумыванием интерпретаторских замыслов.

В артистическом облике Нейгауза проявлялась не только яркая художественная индивидуальность, но и высокая интеллектуальность и широта культуры. Искусство Нейгауза формировалось под воздействиями листовских, а также русских (рубинштейновских) традиций, воспринятых от Блуменфельда. В огромном репертуаре Нейгауза, соответствовавшем романтическому стилю его исполнительства, — произведения главным образом Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса (нейгаузовские интерпретации Брамса — одни из лучших в пианистическом искусстве 1-й половины 20 в.), А. Н. Скрябина, а также С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др. советских композиторов.

Нейгауз — создатель крупнейшей пианистической школы; воспитал плеяду выдающихся пианистов, среди них — С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, С. Г. Нейгауз, Е. В. Малинин; начали заниматься в его классе В. В. Крайнев, А. Б. Любимов, А. А. Наседкин, Е. Г. Могилевский; учениками Нейгауза являются известные педагоги — Т. Д. Гутман, В. В. Горностаева, Л. Н. Наумов, Б. С. Маранц. Нейгауз — автор работ о музыкальном исполнительстве, редактор произведений Шопена.

Сочинения: Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога, М., 1958, 1961; Размышления, воспоминания, дневники. Избр. ст. Письма к родителям, М., 1975 (со ст. Я. И. Мильштейна: Г. Г. Нейгауз и его литературное наследие).

Литература: Николаев A., Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства, в сб.: Мастера советской пианистической школы, М., 1954, 1961; Рабинович Д., Генрих Густавович Нейгауз, в кн.: Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Дельсон В., Генрих Нейгауз, М., 1966.

Д. А. Рабинович

Интересные факты

1. о необходимости переименований

Как-то раз на занятиях со студентами Генрих Густавович Нейгауз с совершенно серьезной миной высказал свое недоумение по поводу того, что фортепиано названо именно "форте-пиано".
- Ведь основное его отличие от своего предка клавесина состоит не в том, что на нем можно играть, "громко-тихо", это и клавесин умеет, - продолжал учитель. - Главное отличие состоит в том, что на пианино возможны процессы усиления и уменьшения силы звука. Значит, пианино совершенно необходимо переименовать в "граве чембало кон крещендо э диминуэндо"!

2. уроки мастера

Однажды Нейгауз решительно сказал своим ученикам:
- Товарищи! Ну почему нас называют пианистами?! Ведь в наше время абсолютно все играют громко, значит, они не пианисты, а "фортисты". Пианисты сегодня - большая редкость!.. Есть великие мастера, такие как Рихтер, эти мастера совсем не пианисты, а "крещендо-диминуэндисты"! Но таких мало...

3. красотка за роялем

Восхищаясь красотой одной из участниц Международного конкурса им. Чайковского в Москве (однако весьма посредственной пианисткой), кто-то сказал:
- Посмотрите, это же вылитая Венера Милосская!
- Да, - подтвердил Нейгауз, - вот только еще для большего сходства руки бы ей оторвать...

4. виноват, но все-таки гений!..

Нейгауз много лет дружил с поэтом Борисом Пастернаком. Когда любвеобильный Пастернак увел у Нейгауза жену, тот в ярости ударил неверного друга по голове тем, что под руку попалось, а под руку ему попался толстенный клавир оперы Мейербера "Гугеноты"...
Пастернак, пошатнувшись, закрыл голову руками, а насмерть перепугавшийся за поэта, которого он считал гениальным, Нейгауз в ужасе бросился к нему с криком:
- Борис, прости! Я не хотел повредить твою замечательную голову!

5. надо похвалить!

Однажды за ужином Нейгауз предупредил своих гостей:
- У меня, знаете ли очень добросовестная и старательная домработница! Она сегодня целый день пекла для нас пирожки и теперь наверняка ждет похвалы. Необходимо громко поговорить о том, какие вкусные пирожки, чтобы она услышала...
Один поэт возразил:
- Но пирожки - так себе...
- Ну так что ж! Ведь и ваши стихи так себе. Однако их печатают, кто-то читает, кому-то они нравятся, критики вас хвалят. И вы хвалите! - приказал Нейгауз.

6. любитель золота

Нейгауз был "совой" и любил заниматься по ночам, засыпая лишь под утро. С его привычкой вести уединенный образ жизни близким приходилось считаться, но особенно тяжело приходилось посторонним. Мало кто не впадал в недоумение при виде вечно молчащего музыканта, который за целый день мог не проронить ни слова, кроме одной фразы:
- Слово - серебро, молчание - золото...

7. затворник

Лето пианист обыкновенно проводил на даче. Во время своих занятий Нейгауз не терпел никого не только в комнате, где стоял инструмент, но и вообще на даче! А по поводу своего затворничества он любил повторять чье-то изречение:
- Наши худшие враги - это наши лучшие друзья, отнимающие у нас столько времени.

8. три дня

Нейгауза спрашивает газетный корреспондент:
- Скажите, неужели пианист А непременно должен упражняться ежедневно?
- Да, непременно.
- Но почему?
- Если взять меня, то если я не упражняюсь один день, я сразу же это чувствую, если два дня - это чувствуют мои пальцы, а если три дня не сажусь за рояль - это чувствует публика...

9. провидец

Пианист, обожавший хвастаться своими успехами, причем всегда их преувеличивавший, как-то, встретив Нейгауза, гордо сказал:
- А знаете ли вы, Генрих Густавович, сколько мне заплатили за запись на радио?
- Знаю, - кивнул Нейгауз. - Половину той суммы, что вы хотите мне назвать...

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова