Опера Римского-Корсакова «Млада»

Mlada

12.01.2011 в 22:39.

Опера Римского-Корсакова «Млада»

Волшебная опера-балет в четырёх действиях (семи картинах); либретто композитора по сценарию С. Гедеонова и В. Крылова.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 20 октября (1 ноября) 1892 года, под управлением Э. Направника.

Действующие лица:

Мстивой, князь ратарский (бас), Войслава, его дочь (сопрано), Яромир, князь арконский (тенор), Вегласный, жрец Радегаста (баритон), Лумир, чешский певец (меццо-сопрано), Морена, подземная богиня, появляющаяся в первом действии в образе старухи Святохны (меццо-сопрано), Чернобог (хор), Кащей Бессмертный (хор), Новгородец (тенор), Жена его (меццо-сопрано), Варяг (баритон), Тиун (бас), Мавр из Халифаиа (тенор), Торговец шкурами (тенор), Торговец оружием (бас), Торговка бусами и идолами (рарашками) (сопрано), Торговка пряжею (меццо-сопрано), Торговка рыбою (меццо-сопрано).
Тень княжны Млады, Тень царицы Клеопатры, сенные девушки, оруженосцы и свита Мстивоя, торговцы, молельщики, народ различных славянских земель, жрецы и жрицы Радегаста, трубачи, Червь (божество истребления злаков), Чума, Топелец (божество наводнений и потоплений), лешие, оборотни, кикиморы, ведьмы, тени усопших, тени танцовщиц, чёрных невольников и невольниц царицы Клеопатры, призраки древних богатырей, славянские боги.

Действие происходит в IХ и Х веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы).

Действие первое.
Владения ратарского князя Мстивоя. Близится праздник Купалы. Девушки плетут венки, распевая песню о ярком солнышке. Неспокойно на сердце дочери князя Войславы. Страстная любовь к молодому арконскому князю Яромиру толкнула её на злодейство: она погубила невесту Яромира – красавицу Младу. Но Яромир по-прежнему верен памяти своей любимой и равнодушен к Войславе. Князь Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли.

Тщетно взывает Войслава к богине любви Ладе: боги света и добра отвернулись от неё.

Старуха Святохна обещает Войславе помощь, если та станет верной рабов богини подземных царств Морены. Отчаяние вынуждает Войславу дать согласие. Раздаётся удар грома, тьма обволакивает землю, и Войслава видит, что перед ней – уже не старуха, а сама Морена. Богиня заклинает все силы мрака и зла прийти на помощь Войславе.

Слышатся звуки охотничьих рогов: это Яромир спешит в Ретру на праздник Купалы. Чары Морены начинают действовать. Поражённый красотой Войславы, Яромир клянётся ей в любви.

Когда Яромир остаётся один, странная усталость овладевает им. Он засыпает, и грезится ему сад, в котором ждёт его нежная княжна Млада. Светлые видении сменяют друг друга. Вот храм Световида в Арконе, где происходит бракосочетание Яромира и Млады. Среди гостей – любимая подруга Млады, Войслава. Она дарит невесте золотое обручальное кольцо. Млада надевает его и падает мёртвой на руки Яромира. В смятении Яромир пробуждается. Слуги Мстивоя зовут его на праздник Купалы.

Действие второе.
Долина под Ретрой на берегу Долинского озера. Со всех концов славянских и иных земель сюда собрался народ на праздник Купалы.

Праздник открывается торжественным шествием полабских князей. Начинается купальский обряд: девушки и парни становятся в круг и с песнями водят хоровод. Здесь же и Яромир с Войславой. Внезапно появляется тень княжны Млады. Она становится между Яромиром и Войславой. Яромир простирает руки к возлюбленной и, оставив Войславу, бежит за тенью Млады. Обманутая в своих надеждах Войслава проклинает Морену, которая оказалась бессильной уничтожить истинную любовь Яромира и Млады. Мстивой уводит дочь, приказав продолжать праздник.

Действие третье.
Звёздная ночь в ущелье на вершине горы Триглав. На скалах и деревьях тени усопших душ в белых одеждах плетут купальские венки из горной травы. Восходит луна, и на вершине скалы появляется тень Млады. Она манит за собой Яромира. «Людская страсть, людская злоба сгубили жизнь мою младую», – говорит Млада. Яромир умоляет Младу простить его измену и взять к себе в безмолвный мир теней, но Млада исчезает. Раздаётся подземный гром, месяц багровеет. Светлые духи испуганно разлетаются. В наступившей мгле шествуют духи тьмы, среди которых – Чернобог, Морена, Кащей, ведьмы, оборотни, кикиморы. Начинается шабаш духов тьмы. Морена просит Чернобога разрушить чары богини Лады и тем помочь Войславе. Чернобог вызывает тень Клеопатры, чтобы отвлечь мысли Яромира от усопшей невесты. Крик петуха прекращает оргию.

Утро застаёт Яромира спящим в тени большого дерева. Пробудившись, он задумывается над значением странных вещих снов, которые тревожат его душу. Яромир решает пойти в храм Радегаста и просить жрецов раскрыть ему тайну этих снов.

Действие четвёртое.
В сумерки приходит Яромир к храму Радегаста. Верховный жрец велит ему дождаться тьмы и обещает, что тени древних князей, которые явятся перед Яромиром, откроют ему тайну. Наступает ночь. В синевато-мертвенном свете возникают тени древних славянских князей. Они возглашают: «Войслава отравила Младу; отмсти!» Появившаяся Войслава сознаётся в совершённом ею преступлении и умоляет Яромира простить и полюбить её. Яромир с отвращением отталкивает Войславу. В страшной злобе она проклинает Яромира и хочет уйти, но на пути её встают призраки князей. Повинуясь им, Яромир убивает Войславу. Разгневанная Морена заклинает духов тьмы погубить Ретру. Страшный адский вихрь, в котором тонут вопли народа, молящего богов о спасении, разрушает храм Радегаста. Озеро выходит из берегов и затопляет Ретру. Но постепенно буря стихает, и в лучах восходящего солнца на вершине Буж-камня вырисовываются тени Яромира и Млады. Светлые духи добра приветствуют их.


МЛАДА — волшебная опера-балет Н. Римского-Корсакова в 4 д. (7 к.), либретто композитора по сценарию С. Гедеонова и В. Крылова. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 20 октября 1892 г., под управлением Э. Направника.

В начале 1870-х гг. директор императорских театров С. Гедеонов предложил группе композиторов, входивших в «Могучую кучку»,— Римскому-Корсакову, Мусоргскому, Бородину, Кюи — написать оперу-балет «Млада» по его сценарию. (Жанр оперы-балета возник в XVII в. и получил наибольшее распространение в XIX.) Музыку хореографических номеров предполагалось поручить Л. Минкусу. Из этого замысла ничего не вышло, хотя многие номера были созданы. На основе того же сценария Минкус написал балет, который был поставлен в 1879 г. и успеха не имел. В 1889 г., когда Римский-Корсаков был занят приведением в порядок оставшихся незавершенными произведений Бородина, A. Лядов обратил его внимание на «Младу». Вскоре Римский-Корсаков приступил к работе над оперой. Сценарий С. Гедеонова и текст B. Крылова были неудачны. Основной их порок — бездейственность, отсутствие логики и драматического развития. Главная героиня, княжна Млада, умерла до начала действия, и на сцене выступает лишь ее тень. Князь Яромир, хотя и существует в реальном мире, полностью выключен из событий и остается их пассивным созерцателем.

Действие развертывается в царстве полабских славян. Воислава, дочь князя Мстивоя, влюбленная в князя Арконы Яромира, отравила его невесту Младу. Мстивой хочет присоединить к своим владениям земли Арконы. Чтобы приворожить Яромира, Воислава решает отдать свою душу адской богине Морене. Но если Морена покровительствует Воиславе, то Яромира защищают тень Млады и богиня добра Лада. Во сне князю предстают видения, объясняющие причины гибели Млады. Тень ее во время праздника разделяет Воиславу и Яромира, увлекая его в горное ущелье. Злые силы, повинуясь Морене, пытаются победить Яромира. Чтобы отвратить его от Млады, Чернобог вызывает образ прекраснейшей женщины земли — Клеопатры. Свет солнца уничтожает власть Чернобога. Смущенный ночными видениями, Яромир обращается к жрецу храма Радегаста за ответом: действительно ли Млада — жертва убийства? Вызванные заклятием жреца призраки славянских князей подтверждают виновность Воиславы-Яромир убивает злодейку. Морена, мстя за гибель своей рабыни, вызывает бурю и наводнение, разрушающие город. Тени Млады и Яромира соединяются в небесах.

Музыка Римского-Корсакова намного выше сценария. Мощные и яркие звуковые фрески воссоздают жизнь древних славян, их обряды и быт. Партитура «Млады» едва ли не самая изощренная и сложная во всем наследии композитора. Инструментальное начало в ней преобладает над вокальным. Позднее автор создал специальную оркестровую редакцию III д. для концертного исполнения. Лишенная внешнего действия, опера построена как произведение эпическое. По богатству красок, образов, причудливой фантастике, изобретательности и мастерству «Млада» уникальна. Но слабость сценария предопределила ее судьбу.

Первая постановка успеха не имела, и опера была заменена возобновленным балетом Л. Минкуса. Неудачны были и немногочисленные последующие постановки: Москва, Опера Зимина, 1913 г.; петроградский Театр оперы и балета, 1923 г.

На пути «Млады» в театр стоит либретто. Композитор знал его недостатки, предполагал переделать текст и вел на эту тему переговоры с В. Бельским. Смерть помешала осуществлению замысла. Симфонические фрагменты из оперы, в том числе III д. и Шествие князей из II, исполняются на концертной эстраде.

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова