Опера Тома «Миньон»

Mignon

12.01.2011 в 22:31.

Опера в трех актах, пяти картинах. Либретто М. Карре и Ж. Барбье.

Действующие лица:

Действие происходит в Германии и Италии около 1790 года.

Опера Амбруаза Тома «Миньон». Постер 1866 года

Двор гостаницы в Шварцвальде. Горожане и крестьяне пьют пиво, приглашая повеселиться вместе с ними бродячего певца Лотарио, повсюду разыскивающего потерянную дочь. Появляется шумная толпа цыган во главе с Ярно. Их пляски привлекают внимание остановившихся в гостинице странствующих актеров Филину и Лаэрта. Ярно будит Миньон, спящую в повозке, чтобы она сплясала среди яиц, но та, оскорбленная насмешками Филины, отказывается. Ярно замахивается палкой, на помощь Миньон спешит Лотарио. Ог расправы ее спасает внезапно появившийся Вильгельм, выхватывающий пистолет. Он путешествует, желая повидать свет и узнать любовь. Филина, заинтересовавшись красивым юношей, посылает к нему Лаэрта. Тот предостерегает Вильгельма от чар кокетки, но Вильгельм не в силах устоять перед ее очарованием. Миньон благодарит Вильгельма за спасение, тот участливо расспрашивает девочку. Она смутно помнит прекрасный край, где зреют апельсины, и отчий дом с мраморными статуями; там бы она хотела жить, любить и умереть. Вильгельм выкупает Миньон у Ярно. Теперь она свободна и может идти вслед за ласточками в теплую южную страну, куда зовет ее Лотарио. Но Миньон хочет следовать за своим избавителем: она будет служанкой Вильгельма, его рабой. Филина представляет всем еще одного своего поклонника — юного Фридриха. Лаэрт приносит приглашение от барона Розенбер- га, дяди Фридриха, желающего устроить представление в своем замке. Актеры собираются в путь. Филина надеется, что и Вильгельм последует за ней, и берет у него букетик цветов, который подарила ему Миньон. Девочка прощается с цыганами, чтобы сопровождать Вильгельма.

Замок барона Розенберга. В роскошном будуаре баронессы Филина готовится к представлению «Сна в летнюю ночь» Шекспира, где будет играть Титанию. В поклонниках у нее теперь и барон, и Лаэрт, и Вильгельм, появляющийся в сопровождении переодетой мальчиком Миньон. Она безумно ревнует и, оставшись одна, садится перед зеркалом, чтобы набелиться и нарумяниться, как это делала Филина. Распевая итгирийскую песню о бедной цыганочке, она не узнает себя в зеркале и, чтобы довершить чудесное превращение, наряжается в платье Филины. В это время в окно влезает Фридрих и наталкивается на вошедшего Вильгельма. Соперники обнажают шпаги, но их останавливает Миньон. Вильгельм понимает, что должен расстаться с ней. Филина, увидев Миньон в своем платье, смеется над ней. Миньон рвет кружева чужого наряда и убегает, чтобы переодеться в свой старый костюм цыганки и продолжить кочевую жизнь.

Парк перед замком, где актеры дают спектакль. Миньон в отчаянии представляет успех Филины и Вильгельма рядом с ней. Она готова броситься в озеро, но звуки лютни Лотарио останавливают ее. Миньон делится с Лотарио своими горестями, он утешает ее. а услышав, как Миньон призывает огонь небесный на проклятый замок, где царит Филина, в смятении удаляется. В парк после представления высыпают актеры и зрители. Филина в костюме Титании продолжает играть роль царицы эльфов. Она недовольна Вильгельмом, разыскивающим Миньон, и посылает ее за букетиком, полученным от него и забытым в театре. Миньон кидается выполнять поручение, чтобы угодить Вильгельму. Вбегает испуганный Лаэрт: театр горит. Это безумный Лотарио поджег его, услышав слова Миньон о Божьей каре. Вильгельм бросается в разгорающийся огонь и выносит потерявшую сознание Миньон. В ее руках — полуобгоревший букетик цветов.

Палаццо маркиза Чиприани на озере Гарда в Италии. Сюда привез Вильгельм обессилевшую Миньон. Над ней бодрствует Лотарио. Доносятся голоса катающихся на лодках под звездным небом. Слуга Антонио рассказывает, что замок уже 15 лет погружен во тьму: именно тогда исчезла маленькая дочь маркиза, жена его умерла от горя, а сам он потерял рассудок и скрылся. Услышав эту историю, Лотарио приходит в себя и удаляется в соседнюю комнату. Вильгельм понимает, что не только он полюбил Миньон: страсть зажглась и в ее невинной душе, приводя в смятение, лишая надежды на счастье; он призывает весну вернуть к жизни этот увядший цветок. Появившийся Лаэрт предупреждает Вильгельма о безумной ревности Филины, которая повсюду разыскивает его и Миньон. Вильгельм просит Лаэрта помешать встрече двух женщин: даже звук голоса Филины способен убить Миньон. Лаэрт уверяет, что сам женится на Филине. Пробудившаяся от сна Миньон с удивлением разглядывает мраморные статуи в галерее, озеро и апельсиновые деревья за окнами. Вильгельм признается ей в любви и ждет ответного признания, но голос Филины, доносящийся с озера, останавливает Миньон. Входит Лотарио в богатом наряде, держа в руках ларчик с вещами его дочери Сператы. Миньон вынимает из ларчика молитвенник и вспоминает слова детской молитвы. Сомнений больше нет: она нашла отца и родной дом. Лотарио и Вильгельм счастливы. Однако голос Филины повергает Миньон в отчаяние. Она выбегает, чтобы умереть на глазах преследовательницы. Лотарио и Вильгельм бросаются за ней.

Берег озера Гарда. Рассветает. Народный праздник в разгаре. Из украшенной лодки выходят Филина и Фридрих. Филина жаждет отомстить Вильгельму и Миньон и отвергает предложение руки и сердца Лаэрта. Увидев Филину, Миньон чувствует, что умирает. Вильгельм уверяет, что любит только ее, и Филина принулщена признать свое поражение. Вбегает Антонио: он узнал маркиза Чиприани; крестьяне приветствуют своего господина. Он объявляет Миньон дочерью, а Филина называет Фридриха мужем. Взаимные признания Миньон и Вильгельма сопровождаются общими поздравлениями. Праздник продолжается.

А. Кенигсберг


Селестин Галли-Марье в роли Миньон

МИНЬОН (Mignon) — опера А. Тома в 3 д. (4 к.), либретто М. Карре и Ж. Барбье по мотивам романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 17 ноября 1866 г. (С. Галли-Марье — Миньон); в России — силами итальянской труппы, 14 декабря 1871 г.; на русской сцене — Москва, Большой театр, 1 ноября 1879 г.

Студент Вильгельм Мейстер выкупает у цыган попавшую в их табор девочку Миньон. Он встречает полубезумного старика Лотарио, тщетно разыскивающего свою потерянную дочь, затем бродячих комедиантов, среди них — красивую и бессердечную кокетку Филину. Миньон, сопровождающая Вильгельма в костюме мальчика, с горечью видит, как растет его увлечение Филиной. Она решает вытеснить Филину из сердца Вильгельма, переодевается в платье актрисы, пользуется румянами. Вильгельм, увидев Миньон в женском платье, поражен ее красотой. Он понимает, что она уже не девочка-подросток, а женщина, и решает с ней расстаться. Миньон в отчаянии хочет покончить с собой, но ее спасает Лотарио. Девушка, ревнующая Вильгельма к Филине, мечтает о том, чтобы сгорел театр, в котором выступает ее соперница. При пожаре (здание поджег Лотарио) Миньон едва не погибает. Ее спасает, вынося на руках, Вильгельм. Мейстер, Миньон и Лотарио приезжают в Италию. Замок, в котором они поселяются, в прошлом принадлежал Лотарио, которого тогда звали маркизом Чиприани. Потеряв жену и дочь (ее похитили цыгане), он сошел с ума. Миньон — его дочь. Отныне ничто не мешает союзу Вильгельма с Миньон. Филине остается утешиться с другим поклонником.

От романа Гёте, рисующего рост личности и духовные искания героя, в либретто остались осколки сюжета, к тому же приспособленного к требованиям лирической оперы. На первый план выдвинута любовная интрига, контрастные женские образы — чистой Миньон и прекрасной, но холодной Филины; романтика, тайны, окружающие происхождение Миньон; цыгане, безумный Лотарио, эффектный пожар и спасение девушки.

Достоинства оперы, завоевавшей успех на сценах мира, обусловлены не этими стандартными ситуациями, а музыкой — изящной, полной лирического обаяния и теплоты, по-настоящему театральной и эффектной. Автор использовал элементы немецкого и итальянского фольклора, но партитура остается типично французской. Благодарный материал представляет опера для исполнителей. Все это, а главное, доходчивость и мелодичность музыки, обусловило успех произведения. В Париже за тридцать лет (до конца XIX в.) опера выдержала свыше тысячи представлений. Не меньшей популярностью пользовалась она и за рубежом Франции. Наиболее значительная постановка в России — в московском Большом театре в 1912 г. (премьера — 1 ноября; А. Нежданова — Филина, М. Гукова — Миньон, Л. Собинов — Вильгельм, В. Петров — Лотарио). «Миньон» входила в репертуар большинства русских провинциальных театров. Едва ли не лучшей отечественной исполнительницей заглавной партии являлась М. Лубковская. После революции опера была поставлена в 1918 г. в Петрограде, в бывшем Михайловском театре, под управлением Г. Фительберга. За рубежом среди исполнительниц партии Миньон выделяются М. ван Зандт, С. Арнольдсон, Дж. Симионато и М. Хорн.

А. Гозенпуд

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова