Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Чайковского «Мазепа»

Mazeppa

12.01.2011 в 21:53.
Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы. Художник — Густав Олаф Цедерстрем

Опера в 3 действиях. Либретто по поэме А. С. Пушкина «Полтава» написано В. Бурениным.
Первое представление состоялось 3 февраля 1884 года в Москве на сцене Большого театра.

Действующие лица:

  • Кочубей, бас
  • Любовь, его жена, меццо-сопрано
  • Мария, их дочь, сопрано
  • Мазепа, гетман, баритон
  • Андрей, тенор
  • Орлик, палач, тенор
  • Искра, друг Кочубея, тенор
  • Пьяный казак, тенор
  • Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи

Первое действие

Первая картина. Хутор Кочубея близ Полтавы. Дочь Кочубея, красавица-Мария, выйдя в сад, с замирающим сердцем прислушивается к голосам, доносящимся из дому. Там принимают важного гостя — всесильного гетмана Мазепу. Втайне от родителей полюбила его Мария. Она не внемлет ни голосу рассудка, ни уговорам молодого казака Андрея, с юных лет любящего ее. Мария чувствует, что любовь к старику сулит гибель, но не в силах совладать со своей страстью.

Гетман пожаловал к Кочубею неспроста. Он задумал жениться на его юной дочери и требует согласия отца. Кочубей ошеломлен притязаниями старика, старается образумить его, но тот непоколебим в своем упорстве. Возмущенный Кочубей велит Мазепе удалиться. Вспыхивает ссора, переходящая в столкновение между охраной гетмана и друзьями Кочубея. В разгар столкновения Мазепа предлагает Марии самой решить: с кем ей быть — с ним или с отцом? Мария выбирает седовласого гетмана и покидает отчий дом.

Вторая картина. Комната в доме Кочубея. Он, его жена Любовь и верные друзья во главе с полковником Искрой и Андреем думают о том, как отомстить Мазепе. Кочубей рассказывает о замышляемом гетманом вероломстве: изменник готовится предать родную Украину чужеземным захватчикам. Надо, рискуя жизнью, пробраться в столицу и поведать царю о черных планах гетмана, тогда царь Петр жестоко покарает предателя. Совершить этот подвиг вызывается Андрей.

Второе действие

Первая картина. Подвал одной из башен гетманского замка. Прикованный цепью к столбу томится в заточении Кочубей. Он измучен пытками, а утром старика ожидает смерть. Мазепа узнал о доносе и приказал казнить своего врага. В подземелье входит приспешник гетмана — Орлик. Он выспрашивает у узника, где тот зарыл свои богатства. Но Кочубей стойко хранит тайну. Он исполнен решимости унести ее с собой в могилу. Взбешенный Орлик зовет палача и приказывает вновь подвергнуть Кочубея пыткам.

Вторая картина. В покоях Мазепы. Гетман погружен в мрачное раздумье: что будет с Марией, когда ей станет известно о гибели отца? Но мысли о любимой не могут остановить Мазепу. Он приказывает Орлику утром казнить Кочубея и Искру.

Входит Мария. Она встревожена: за последнее время Мазепа редко бывает с ней. Не охладел ли он? Не полюбил ли другую? Чтобы успокоить Марию и рассеять ее ревнивые подозрения, гетман раскрывает свою тайну. Он признается, что готовится выступить совместно с чужеземными захватчиками против Петра и добыть себе украинскую корону. Оставшись после ухода гетмана одна, Мария предается грустным воспоминаниям о доме, о родителях. Неожиданно появляется Любовь. Она сообщает дочери о том, что ожидает отца. Мария в ужасе. Вместе с матерью бежит она к месту казни, чтобы вымолить у Мазепы помилование Кочубею.

Третья картина. Место казни. Площадь перед эшафотом заполнена встревоженной толпой. С ужасом следит народ за тем, как проходят вооруженные топорами палачи, как стража ведет Кочубея и Искру. Скорбно звучит их предсмертная молитва. Под звуки барабанной дроби осужденные поднимаются на эшафот. Вбегают Мария и Любовь и бросаются в толпу, плотной стеной окружившую место казни. Но они опоздали: Кочубей и Искра казнены.

Третье действие

Заключительному действию оперы предшествует симфоническая картина «Полтавский бой». В ней изображена историческая битва русских со шведами, прославляется великая победа, одержанная русскими воинами под водительством Петра, рисуется радостное торжество победителей.

Хутор Кочубея. Слышны отзвуки стихающего сражения. Андрей все время искал в бою встречи с Мазепой, но предатель скрылся. С сожалением и душевной болью взирает молодой казак на осиротелый, полуразвалившийся дом, на запущенный сад. Поспешно входят спасающиеся от погони Мазепа и Орлик. Узнав ненавистного врага, Андрей кидается на него с саблей, но гетман успевает выстрелить из пистолета. Смертельно раненный, Андрей падает наземь. Появляется Мария — изможденная, простоволосая, в рубище. С ужасом глядит на нее Мазепа, хочет утешить, успокоить ласковым словом, но Мария не узнает своего возлюбленного. В разгоряченном мозгу безумной встают страшные видения казни отца. Орлик торопит гетмана: погоня настигает, надо спасаться, не медля ни минуты. Мазепа и Орлик бегут.

Мария замечает раненого Андрея. Ей чудится, что это спит ребенок. Бережно и ласково убаюкивает она умирающего друга. Склонившись над трупом Андрея, Мария поет задушевную, исполненную нежной лиричности колыбельную песню.


МАЗЕПА — опера П. Чайковского в 3 д. (6 к.), либретто В. Буренина и композитора по поэме А. Пушкина «Полтава». Первые постановки были осуществлены в 1884 г., в Москве — в Большом театре под управлением И. Альтани (премьера — 3 февраля), в Петербурге — в Мариинском под управлением Э. Направника (премьера — 6 февраля).

Чайковский не первый попытался перенести поэму Пушкина на музыкальную сцену. Еще в 1859 г. в Большом театре Петербурга была поставлена одноименная опера Б. Фитингофа-Шеля, позднее исполненная в Москве (1866) и Киеве (1879),— произведение дилетантское и неоригинальное. К тому же сюжету обратился К. Давыдов, но не довел работу до конца; составленное для него В. Бурениным либретто перешло к Чайковскому. Опера сочинялась с лета 1881 г. до конца апреля 1883-го, то есть более двух лет. Композитор во многом переработал либретто Буренина, приблизив его к поэме, хотя взял только ее основную линию Мария — Кочубей — Мазепа.

Это произведение Чайковского — одна из вершин его творчества, опера сильных страстей и характеров, напряженно конфликтная, ярко драматическая. В ней трагедийная мощь (Кочубей, Любовь, Мазепа) сочетается с проникновенным лиризмом (Мария, Андрей), острой характерностью (Пьяный казак), жанрово-бытовыми, обрядовыми сценами, разнообразным изображением народной жизни. Каждый из героев, от основных до эпизодических, представляет собой законченный характер. Здесь Чайковский выступает как гениальный мастер психологического портрета. При этом действующие лица обрисованы многогранно. Наиболее сложен и противоречив образ Мазепы: показаны его властолюбие и жестокость, но вместе с тем и масштабность личности, верность идее; уступая настоянию певца Б. Корсова, композитор ввел лирическую арию «О Мария», которая подчеркнула любовь гетмана к дочери Кочубея.

Контрастность как основной принцип драматургии определяет все развитие действия. Чайковский использует этот принцип глубоко и тонко. Он не боится ввести в картину казни характерную сцену Пьяного казака, оттеняющую ужас происходящего, или в заключительную сцену — проникновенно-лирическую колыбельную безумной Марии над трупом Андрея. Потрясающей мощи достигает он в финале 2-й к. (клятва мести Мазепе), где образ Любови Кочубей приобретает возвышенные черты. Одна из вершин оперы — сцена в тюрьме, допрос Орликом Кочубея и ариозо Кочубея.

Разделенные несколькими днями постановки «Мазепы» в Москве и Петербурге имели малый успех, критика повторяла с унылым однообразием прежние утверждения о неспособности (!) Чайковского к оперному творчеству. Однако, вопреки недоброжелательным и даже враждебным суждениям печати, его сочинение постепенно завоевало успех, чему немало способствовали сделанные автором изменения. Так, он снял первоначальный финал (самоубийство Марии, появление хора, оплакивающего ее и Андрея), завершив оперу колыбельной безумной Марии. Этот лишенный внешне-театрального эффекта финал оказался гениальной драматургической находкой. Но как бы ни был страшен мир, показанный Чайковским, неистребима его вера в свет и добро, в несгибаемую силу духа (Кочубей), в нежность и чистоту девичьей души (Мария).

«Мазепа» стал репертуарной оперой после 1917 г. Выделяется спектакль Большого театра в 1949 г. под управлением В. Небольсина (режиссер Л. Баратов; исполнители: Ал. Иванов, И. Петров, Г. Нэлепп, В. Борисенко, Н. Покровская); можно отметить также постановки в Ереване (1949, режиссер Н. Смолич), Ленинграде (1950, Театр им. Кирова), Баку, Вильнюсе (1951) и Риге (1953). Из исполнителей главных партий следует особо выделить Н. Забелу (Мария), Л. Савранского (Мазепа), П. Цесевича, П. Андреева (Кочубей), С. Преображенскую (Любовь Кочубей). Среди последних постановок — в Мариинском театре под управлением В. Гергиева (возобновление спектакля 1996 г., премьера — 17 марта 1998 г.) и в Большом (2004, режиссер Р. Стуруа).

В 1909 г. был снят немой кинофильм «Мазепа» режиссера В. Гончарова по оперному либретто В. Буренина — первая попытка показать оперу в кино.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова