Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Богуслав Мартину (Bohuslav Martinů)

06.01.2011 в 18:28.

Богуслав Мартину / Bohuslav Martinů

Чешский композитор. Чл. чеш. Академии наук и искусств (1931). Сын сапожника. Начальное муз. образование получил под рук. скрипача-любителя Й. Черновского в Поличке. В 1906-13 учился в Пражской консерватории по классу скрипки, затем органа и композиции. С 1914 играл на скрипке в оркестре Чеш. филармонии, преподавал скрипич. игру в Поличке. С 1919 работал в оркестре Нац. театра в Праге, с которым гастролировал в Великобритании, Франции, Швейцарии. В 1922-23 совершенствовался в Школе мастеров при Пражской консерватории под рук. Й. Сука, влияние которого (особенно его «Азраила»), ощутимое уже в первых симф. поэмах М. («Ангел смерти» - «Andel smrti»; «Смерть Тентажиля» - «Smrt Tintagilova», обе 1910), ещё более возросло в период занятий с ним; от Сука М. воспринял также блестящее владение орк. техникой. Уже в ранних соч. проявляется нац. своеобразие его творчества (программный струн. квартет «Три всадника» - «Tri jezdci», на сюжет Я. Врхлицкого, 1902; кантата «Чешская рапсодия», написанная в традициях чеш. классики; в ней особенно заметно влияние А. Дворжака). В 1923-40 жил в Париже, занимался композицией под рук. А. Русселя, с которым был дружен мн. годы. В 1941-53 жил в США (гл. обр. в Нью-Йорке), где ранее были известны его симф. соч., в т.ч. «Суматоха» («La bagarre»; исполнено впервые в 1928 Бостонским филармонич. оркестром под упр. С. А. Кусевицкого, сыгравшего важную роль в пропаганде творчества М., который написал для этого оркестра первые симфонии), 2-й струн. квартет и струн. секстет (пр. Э. С. Кулидж, 1932); мн. симф. соч. М. исполнял также Ш. Мюнш. М. преподавал композицию в Принстонском университете, в школе Д. Маннеса в Нью-Йорке, в Танглвуде. С 1953 жил во Франции, Италии, Швейцарии. Работая гл. обр. за рубежом, М. постоянно поддерживал связи с родиной (с 1945 чл. муз. общества «Умелецка беседа»); о глубокой внутренней связи с чеш. культурой свидетельствуют созданные в 1930-е гг. балет «Шпаличек», хоры на старочеш. тексты, чеш. танцы для фп., а также радиоопера на сюжет чеш. драматурга В. Клицперы «Комедия на мосту» (1935). М. - наиболее значит. чеш. композитор 20 в. (наряду с Л. Яначеком). На его творчество (помимо Дворжака и Сука) оказали влияние франц. импрессионисты, Руссель, А. Онеггер и И. Ф. Стравинский. М. сочетал традиционные черты чеш. муз. мышления с характерными для совр. ему франц. музыки сдержанностью, стилистич. чистотой и ясностью мелодич. рисунка, красочностью; в этой его ориентации на франц. искусство проявлялось также стремление преодолеть типичное для чеш. музыки кон. 19-20 вв. нем. влияние. Произв. М. свойственна развитая полифонич. структура, с резким, свободным голосоведением; позднее - ритмич. острота, выразительная моторность и живой динамизм, которые постепенно стали превалировать и более, чем мелодика, определять характер его произв. (симф. рондо, посв. футболу, «Хафтайм» - «Half-time», 1924; «Суматоха», соч. урбанистич. характера). В произв. 1930-х гг. (гл. обр. камерных) ощутима связь с чеш. и общеевроп. традициями эпохи барокко и классицизма (3 ричеркара, concerto grosso - жанр, имевший особое значение в творчестве М.; 2-й струн. квартет, дуэт для скрипки и виолончели, фп. соч.). В эти же годы М. создал ряд сценич. произв., в которых использовал чеш. фольклор, нар. сюжеты, а также традиции ср.-век. театра и принципы итал. комедии del arte (балет «Шпаличек», оперы «Легенды о Марии» и «Театр за воротами»); в процессе их создания М. пришёл к прояснению муз. языка и усилению чеш. нац. начала. Он создаёт симф. и камерные соч. разных жанров. К кон. 1930-х гг. М. достигает творч. зрелости; ясно определяются индивидуальные особенности его стиля, осн. на сочетании классич. традиций чеш. музыки с новыми стилистич. течениями 20 в. Углубляется содержание его творчества, усиливается стремление к монументальности. Подчёркнутая моторность, рафинированность, острый юмор и ирония уступают место сдержанному лиризму и мужественному, суровому драматизму. Творческий расцвет М. связан с созданием кантаты «Букет», двойного концерта, «Полевой мессы» («Polnн mse»), антифаш. патриотич. произв. «Памятник Лидице» («Pamatnik Lidicim»), a также 6 симфоний. Соч. М. первых послевоенных лет отличают черты созерцательности, раздумья; более выразительным и страстным становится муз. язык, часто звучат мотивы тоски по родине (6-я симфония, «Фрески Пьеро делла Франческа», 1955; «Притчи», 1958; кантаты на нар. тексты «Освящение источников» - «Otviranн studanek», для солиста, жен. хора, фп., струнных и декламатора, 1955; «Легенда, возникшая из дыма картофельной ботвы» - «Legenda z dymu bramborovй nati», для солистов смешанного хора и неск. инструментов, 1957). М. отличался большой продуктивностью. Он автор 384 произв. (опубликованы многими европейскими и американскими издательствами).

Соч.: оперы (даты пост.) - Солдат и танцовщица (Vojak a tanecnice, 1927, Брно), Слёзы ножа (Slzy noze, 1935, Брно), Легенды о Марии (Нrу о Marii, 1935, Брно), Театр за воротами (Divadlo za branou, 1936, Брно), Дважды Александр (1937), Жюльетта (1938, Прага), Ариадна (1958), опера-буффа Мирандолина (Прага, 1959), Греческие пассионы (Reckй pasije, 1961, Цюрих), комич. киноопера Три желания, или Превратности жизни (Tri pranн, nebo Promeny zivota, 1929), радиооперы Голос леса (Hlas lesa, 1935) и Комедия на мосту (Veselohra na moste, 1937), телеоперы - Женитьба (Zenitba, по Гоголю, 1952) и Чем люди живы (Cim clovek zije, по Л. H. Толстому, 1952); балеты - Иштар (1924), Кто самый сильный на свете? (Кdo jе nа svete nejmocnejsн, 1925, Брно), Мятеж (Vzpoura, 1925, Брно), Мотылёк, который топнул ногой (по Киплингу, 1926), Внимание, съёмка! (Natacн se 1927), Кухонное ревю (Кuchynskб revue, 1927), Шах королю (Sach krali, 1930), Шпаличек (Spalicek, с пением, 1933, Прага), Суд Париса (Pariduv soud, 1935), Душитель (Uskrcovac, 1948); для солистов, хора и орк. - оратория Гильгамеш (1955), кантаты: Чешская рапсодия (с органом, 1918), Букет (Кytice, с детским хором, 1937), Полевая месса (Polnн mse, с духовыми и ударными, 1939), Пророчество Исайи (Proroctvн Izaiasovo, 1959); для opк. - симфония для 2 орк. (1932), 6 симфоний (ежегодно - 1942-46 и 1953), инвенции (1934), Concerto grosso, 3 ричеркара (оба соч. 1938), Sinfonia concertante (для 4 сольных инструментов, струн. орк. и фп., 1949), Токката и 2 канцоны (1946), Притчи (1957); для камерного орк. - Sinfonietta la Jolla (1950), Скала (Skala, 1957), 3 эстампа (1958); для инструмента с орк. - концерты: 5 для фп. (1925-56), для скр. (1943), флейты и скр. (1936), влч. (1930, 1944), для 2 скр. (1937), концерт для 2 струн. орк., фп., ударных (1938), камерный концерт для скр., струн. орк. и литавр (1941), для чембало и камерного орк. (1935), Sinfonietta giocosa (для фп. и камерного орк., 1940), рапсодия для альта (1952), конц. сюита для скр. (1945), Sonata da camera для влч. и камерного орк. (1940), Токката и 2 канцоны для фп. и камерного орк. (1947); камерно-инстр. ансамбли - дуэт для скр. и влч. (1927), струн. и дух. трио, фп. квартет, 7 струн. квартетов (1921-47), квартет для гобоя, скр., влч. и фп., квинтеты (2 фп., струн., дух.), струн. секстет, соната и мадригал для фагота, скр. и фп.; для фп. - концерт для 2 фп. (1943), концертино (1938), соната (1954), фантазия для 2 фп. (1929), Марионетки (Loutky, 1-2, 1914-24), Чешские танцы (1929), Прелюды (1929), фантазия и токката (1940), этюды и польки (3 сборника, 1945); для скр. с фп. - 3 сонаты; для влч. с фп. - 2 сонаты; хоры - 4 мадригала (смеш., 1959), 2 бойницкие песни (zbojnickй pisne, муж., 1957), 3 трёхгол. песни (для жен. хора и скр., 1952); песни - Нипонари (Niponari, для голоса и 7 инстр., 1912) и др., вок. циклы. Лит. соч.: Domov, hudba a svet, Praha; 1966; «1938-1945», Praha, 1947.

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова