Опера Флотова «Марта»

Martha

12.01.2011 в 17:10.

Флотов. «Марта». «M'appari» (Беньямино Джильи)

Аделина Патти в роли Гарриет

Опера в 4-х действиях Фридриха фон Флотова; либретто В. Фридриха (Ризе) по спектаклю-пантомиме В. де Сен-Жоржа "Леди Гарриет".
Первая постановка: 25 ноября 1847 г., Вена.

Действующие лица: Леди Гарриет Дюрам (сопрано), Нэнси (меццо-сопрано), Лионель (тенор), Пламкет (баритон), Лорд Тристан Майклфорд (бас). Cлуги, служанки, арендаторы, крестьяне.

Действие происходит в Англии, в начале XVIII века.

Действие первое

Картина первая. Комната в доме леди Гарриет. Леди Гарриет, пресытившись придворной жизнью, жаждет подлинной любви. Дурное расположение духа леди вымещает на тщеславном франте лорде Майклфорде. Когда жители деревни, спеша на ярмарку в Ричмонд, с песнями проходят перед домом, она решает инкогнито поглядеть хоть раз, что там за жизнь.

Картина вторая. На ярмарке в Ричмонде полно народу. Лионель и Пламкет ищут служанку. Лионель, друг и воспитанник крестьянина-арендатора Пламкета, ничего не знает о своём отце, который, со хранив в тайне своё имя и звание, умер в Ричмонде. Сыну он оставил кольцо. В случае крайней необ ходимости Лионель должен послать кольцо королеве, и та сразу же поможет его обладателю. Судья объявляет об открытии ярмарки и читает королевский указ, согласно которому, слуги, подписавшие контракт, обязаны прослужить у своего хозяина не меньше года. Многие крестьяне сразу же находят подходящих слуг, и только Лионелю и Пламкету не везёт.

Появляются переодетые крестьянами леди Гарриет, Нэнси и лорд Майклфорд. Они заходят в своей шутке так далеко, что нанимаются в услужение к Пламкету с Лионелем, заключают договор и по лучают аванс. Однако шутка превращается в действительность: согласно указу они должны в течение целого года служить у Пламкета.

Действие второе

Комната в доме Пламкета. Хозяева дают наставления слугам, которые ничего не умеют делать и весьма неохотно повинуются. Поскольку Пламкет без ума от Нэнси, а Лионель от Гарриет, назвавшейся Мартой, то они дружески обращаются со своими неловкими служанками. Леди Гарриет-Марта совершенно очаровывает Лионеля песней о последней розе. Однако она отвергает любовные признания Лионеля, хотя и в ней пробуждается чувство к нему.

Все удаляются на отдых. Но "слуги" скоро возвращаются, и, когда под окном появляется лорд Майклфорд и требует, чтобы девушки немедленно бeжали, они следуют за ним.

Действие третье

Трактир на опушке леса. Пламкет и другие жители деревни хотят посмотреть, как охотится королева. Нэнси в кругу охотниц восхваляет роскошную охоту. Пламкет узнаёт в Нэнси свою служанку и хочет увести её с собой, но его прогоняют охотницы. Лионель, оставшись один, повторяет песню о последней розе и тоскует о том, что его любимая исчезла. Юноша бесцельно бродит по лесу. Леди Гарриет тоже признаётся себе в чувстве к Лионелю. Однако, когда появляется Лионель и бросается к её ногам, девушка говорит, будто никогда в жизни его не видела. Прибывают охотники. Никто не верит словам Лионеля, что знатная леди служила у него горничной. Более того, Гарриет объявляет, что Лионель сумасшедший. Лионеля хватают и уводят. Но юноше удаётся передать Пламкету своё кольцо с тем, чтобы тот вручил его королеве.

Действие четвёртое

Картина первая. Комната в доме Пламкета. Благодаря кольцу выяснилось, что Лионель не кто иной, как сын безвинно изгнанного графа Дерби. Леди Гарриет приезжает к нему с этой счастливой вестью и одновременно предлагает ему сердце и руку. Однако теперь Лионель отвергает женщину, которая раньше отказалась от него столь жестоко. Пламкет и Нэнси, очень быстро понявшие друг друга, обещают помочь Гарриет.

Картина вторая. Ярмарочная площадь в Ричмонде. Леди Гарриет и Нэнси - снова в крестьянской одежде - встречаются с Лионелем и Пламкетом. Гарриет хочет наняться в служанки к своему любимому и готова ради него отказаться от блеска и роскоши. Лионель уже не в силах противиться, и при все общем ликовании крестьян двое влюблённых находят друг друга.


МАРТА, или Ярмарка в Ричмонде (Martha, oder Der Markt zu Richmond) — романтическо-комическая опера Ф. Флотова в 4 д., либретто В. Фридриха (В. Ф. Ризе). Премьера: Вена, 25 ноября 1847 г.; на русской сцене — Петербург (Театр-цирк) и Москва (Большой театр), 1856 г. В 1859 г опера была показана в Петербурге итальянской труппой, в 1891-м возобновлена на сцене Большого театра, в 1903-м поставлена в Новом театре (филиал Большого). Исполнялась в Петербурге частными труппами, шла и на сценах провинциальных театров.

Сюжет, положенный в основу «Марты» Флотова, был неоднократно разработан в опере и балете; ближайшим предшественником был балет «Леди Гарриетт, или Служанка из Гринвича», поставленный в Париже в 1843 г. на музыку Ф. Флотова, Ф. Бургмюллера и Э. Дельдевеза (либретто Ж. де Сен-Жоржа). Балетное происхождение либретто определило его драматическую слабость.

Действие происходит в Англии XVIII в., в царствование королевы Анны. Фрейлина королевы леди Гарриет и ее подруга Нэнси от скуки решают переодеться крестьянками и принять участие в «ярмарке служанок». Там их нанимают молодые фермеры Лионель и Плюмкет. Лионель влюбляется в леди Гарриет, Плюмкет — в Нэнси. Девушки тоже неравнодушны к своим хозяевам, но помехой становится социальное неравенство, и к тому же молодые дворянки ничего не умеют делать. Они убегают. Влюбленные фермеры отправляются на поиски красавиц. Во время королевской охоты выясняется, что Лионель — не простой фермер, а сын лорда Дерби, наследником которого он объявлен королевой. Леди Гарриет приветливо встречает Лионеля, но он отвергает любовь посмеявшейся над ним девушки. Тогда она надевает платье крестьянки Марты, и Лионель смягчается.

В «Марте» использован часто встречающийся в старых комедиях конфликт любви, побеждающей социальное неравенство. Здесь оно иллюзорно: аристократка не может полюбить плебея, но Лионель оказывается мнимым фермером, подобно тому как Гарриет — мнимой служанкой. Сословные границы соблюдены.

Музыка Флотова мелодически привлекательна. На ней сказалось воздействие французской комической оперы (особенно Обера) и немецкой романтической — преимущественно в лирических эпизодах (романс Марты о розе, ария Лионеля). Комизм «Марты» грубоват, хотя некоторые жанровые сцены (ярмарка служанок, квартет-ноктюрн) свидетельствуют о стремлении композитора внести бытовые краски. «Марта» не пережила своей эпохи. Ее постановки в конце XIX — начале XX в. не имели успеха, несмотря на участие выдающихся исполнителей (Л. Собинов). Однако ария Лионеля и сегодня украшает концертные программы.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова