Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Игорь Маркевич (Igor Markevitch)

06.01.2011 в 18:16.

Французский дирижер и композитор русского происхождения. «Лучше, чем написал автор, сыграть невозможно» — таков девиз Игоря Маркевича — дирижера и педагога, с которым хорошо знакомы советские музыканты и любители музыки. Это давало и дает некоторым слушателям повод упрекать Маркевича в недостаточно ярко выраженной индивидуальности, в отсутствии своеобразия на эстраде, в излишнем объективизме. Но с другой стороны, многое в его искусстве отражает характерные тенденции развития исполнительского искусства наших дней. Это верно подметил Г. Нейгауз, писавший: «Мне кажется, он принадлежит к тому типу современного дирижера, для которого произведение и его исполнители, то есть оркестр и оркестранты, более важны, чем он сам, что он прежде всего служитель искусства, а не повелитель, диктатор. Такое поведение — очень современное явление. Время, когда титаны дирижерского искусства прошлого, с точки зрения просвещенного академизма («надо прежде всего исполнять верно»), иногда позволяли себе вольности — стихийно подчиняли композитора своей творческой воле,— это время ушло... Итак, я причисляю Маркевича к тем исполнителям, которые не стремятся себя выставить напоказ, но расценивают себя приблизительно как «первого среди равных» в оркестре. Обнимать духовно много индивидуальностей — а этим искусством Маркевич безусловно владеет — всегда является доказательством большой культуры, таланта и ума».

Много раз на протяжении 60-х годов артист выступал в СССР, неизменно убеждая нас в многогранности и универсальности своего искусства. «Маркевич — исключительно разносторонний художник. Мы слушали в его исполнении не одну концертную программу и все же затруднились бы исчерпывающе определить творческие симпатии дирижера. В самом деле: какая эпоха, чей стиль наиболее близки артисту? Венские классики или романтики, французские импрессионисты или современная музыка? Ответить на эти вопросы не легко. Он предстал перед нами как один из лучших, за многие годы, интерпретаторов Бетховена, оставил неизгладимое впечатление своей трактовкой Четвертой симфонии Брамса, исполненной страстности и трагизма. А разве забудется его истолкование «Весны священной» Стравинского, где все было словно напоено живительными соками пробуждающейся природы, где стихийная мощь и исступление языческих обрядовых плясок предстали во всей своей дикой красоте? Словом, Маркевич — это тот редкий музыкант, который к каждой партитуре подходит как к самому своему любимому сочинению, вкладывает в него всю душу, весь талант». Так очертил облик Маркевича критик В. Тимохин.

Маркевич родился в Киеве, в русской семье, тесно связанной с музыкой на протяжении нескольких поколений. Предки его были друзьями Глинки, и великий композитор работал некогда в их имении над вторым актом «Ивана Сусанина». Естественно, что и позже, после того как семья в 1914 году переехала в Париж, а оттуда в Швейцарию, будущий музыкант воспитывался в духе преклонения перед культурой своей родины.

Через несколько лет умер отец, и семья оказалась в тяжелом материальном положении. У матери не было возможности дать сыну, рано проявившему одаренность, музыкальное образование. Но замечательный пианист Альфред Корто случайно услышал одно из его ранних сочинений и помог матери направить Игоря в Париж, где стал его педагогом по фортепиано. По композиции Маркевич занимался у Нади Буланже. Тогда он и привлек внимание Дягилева, который заказал ему ряд произведений, в том числе фортепианный концерт, прозвучавший в 1929 году.

Лишь в 1933 году, взяв несколько уроков у Германа Шерхена, Маркевич по его совету окончательно определил свое дирижерское призвание: до того он дирижировал лишь собственными произведениями. С тех пор он постоянно выступал с концертами и быстро выдвинулся в число крупнейших мировых дирижеров. В годы войны артист оставил любимое дело, чтобы принять участие в борьбе против фашизма в рядах французского и итальянского Сопротивления. В послевоенный период его творческая деятельность достигает расцвета. Он возглавляет крупнейшие оркестры Англии, Канады, Германии, Швейцарии и особенно Франции, где работает постоянно.

Сравнительно недавно Маркевич начал и педагогическую деятельность, ведет различные курсы и семинары для молодых дирижеров; в 1963 году он руководил подобным семинаром в Москве. В 1960 году французское правительство наградило Маркевича, тогда возглавлявшего оркестр «Концертов Ламурё», званием «командора ордена искусств и литературы». Он, таким образом, стал первым артистом не французского происхождения, удостоенным этой награды; она, в свою очередь, стала лишь одной из многих наград, которых удостоен неутомимый художник.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Публикации

Записи


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова