Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Бородина «Князь Игорь»

Prince Igor

12.01.2011 в 13:13.
Илья Глазунов. СТЕНЫ ПУТИВЛЯ.1980 г. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина "Князь Игорь" Илья Глазунов. ДВОР ГАЛИЦКОГО.1980 г. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина "Князь Игорь" Николай Рерих. «Путивль». 1908 Н.К. Рерих. Путивль. 1914. Эскиз декорации к опереБородина «Князь Игорь» Ф. Ф. Федоровский. «Князь Игорь». Эскиз декорации, 1934 год. Константин Коровин. Плач Ярославны. 1909. Эскиз декорации к опере Бородина «Князь Игорь»

Опера в четырех действиях с прологом Александра Порфирьевича Бородина; либретто композитора по русской эпической поэме «Слово о полку Игореве».
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 года под управлением К. Кучеры.

Действующие лица: Игорь Святославович, князь Северский (баритон), Ярославна, его жена во втором браке (сопрано), Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор), Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (бас), Скула, гудочник (бас), Ерошка, гудочник (тенор), Няня Ярославны (сопрано), Кончак, половецкий хан (бас), Кончаковна, его дочь (меццо-сопрано), Овлур, крещёный половчанин (тенор), Половецкая девушка (сопрано). Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ.

Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвёртом действиях — в городе Путивле, во втором и третьем действиях — в половецком стане в 1185 году.

Пролог

На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «Божьим знаменьем» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идёт защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка. Они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Действие первое

Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближённых, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?».

Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжёлые предчувствия. С любовью думает она о своём муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. С жалобой на Галицкого и его людей приходят девушки. Княгиня высказывает появившемуся Галицкому своё неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности — половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Действие второе

В половецком стане томится в плену князь Игорь. Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана — Кончаковну. Однако все мысли её поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним. Проходят русские пленники, возвращающиеся с тяжёлой работы. Спускается ночь. Радостно встречаются влюблённые — Владимир Игоревич и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощённой врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга — Ярославну. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещёный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем — лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что, как только вырвется из плена, соберёт новую рать и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками — то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

Действие третье

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведёт он за собой. Кончак и половцы приветствуют войско. Ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожжённом Путивле, о горе жён и матерей. «Князь, беги ты в Русь, не дай погибнуть ей», — обращаются они к Игорю. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей — для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: «Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей». Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: «Вот тебе жена, Владимир!»

Действие четвёртое

В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждёт от них ответа — где Игорь, что с ним? С тоскою смотрит Ярославна вокруг — на выжженные сёла, заброшенные пашни. Болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян.

Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнаёт Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь!

Народ величает князя Игоря.

В. Панкратова, Л. Полякова


КНЯЗЬ ИГОРЬ — опера А. Бородина в 4 д. с прологом, либретто композитора на основе сценария В. Стасова по «Слову о полку Игореве»; закончена Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 г., под управлением К. Кучеры; Киев, 29 октября 1891 г., под управлением И. Прибика; Москва, Большой театр, 19 января 1898 г., под управлением У. Авранека.

Идея оперы на основе великой поэмы зародилась во время встречи композитора со Стасовым 18 апреля 1869 г. Бородин задолго до этого начал искать тему, обращаясь то к сюжетам былин, то к «Царской невесте» Л. Мея, однако лишь «Слово о полку Игореве» увлекло его. Вскоре он приступил к сочинению, но в марте 1870 г. прервал работу. Мотивы ее прекращения были многообразны: эпический характер действия (в ту пору смущавший Бородина), малый драматизм, отдаленность событий от современности. Казалось, решение композитора бесповоротно. Он переключился на сочинение Второй, Богатырской симфонии.

Вероятно, погружение в стихию героического богатырского эпоса снова должно было привести Бородина к мысли о заброшенной им опере. Этому способствовало и участие в создании оперы-балета «Млада» вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи. При ее сочинении были использованы наброски, сделанные первоначально для «Игоря». Когда же замысел коллективной «Млады» потерпел неудачу и Бородин вновь обратился к мысли об опере на тему «Слова», весь музыкальный материал, обогащенный и расширенный, вернулся на прежнее место. Дата возобновления работы над «Игорем» — 1874 г. По-видимому, предшествующие годы были заполнены раздумьями автора над особенностями музыкальной драматургии. Опасения относительно отсутствия драматизма, кажущейся оторванности событий от современности теперь отпали. Бородин был художником, в котором творческий гений органически сочетался с работой пытливой мысли. Он не мог не сознавать, в чем заключались особенности его дарования. Сфера эпически-величавая и проникновенный лиризм составляли самую сильную сторону таланта композитора. После глубоких раздумий он пришел к единственно возможному для себя выводу, что опера, опирающаяся на принципы Руслана и Людмилы, всего более отвечает его эстетическим принципам. В письме к Л. Кармалиной от 1 июня 1876 г. он сформулировал свои взгляды, определил задачу: «написать эпическую русскую оперу». Собственную позицию он охарактеризовал так: «Чисто речитативный стиль мне был не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким. Самая манера третировать оперный материал — другая. По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места, все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении. Голоса должны быть на первом плане, оркестр — на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления — в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к „Руслану", чем к „Каменному гостю", за это могу поручиться».

К работе над «Князем Игорем» Бородин подошел как зрелый художник и ученый. Он продумал идейную концепцию оперы, внес существенные изменения в первоначальную сценарную схему, составленную Стасовым, изучил огромную литературу, посвященную «Слову о полку Игореве», летописи и другие памятники древнерусской литературы, ознакомился с сохранившимися в Венгрии образцами половецкого фольклора. Гениальное «Слово о полку Игореве», произведение могучей патриотической и поэтической силы, получило в музыке Бородина адекватное воплощение. Композитор не следовал рабски за развитием сюжета поэмы — это было бы невозможно, да и не нужно: обаяние и сила ее не в сюжете, а в живой художественной ткани повествования, в философских, лирических отступлениях, несравненных описаниях природы, и прежде всего — в патриотической идее.

Бородин глубоко прочувствовал эту идею. Она является основной не только для главных героев — Игоря и Ярославны, но, «от противного», и для князя Галицкого и его холопов. В центре оперы, как и у Глинки, патриоты, защитники родины. Любовь к отчизне, готовность отдать за нее жизнь, благородство, мужество, верность и доблесть составляют содержание образа Игоря. Его любовь к жене неотделима от любви к родине; светлый, чистый образ Ярославны — олицетворение высших и благороднейших нравственных и духовных качеств русской женщины, русского народа.

Нераздельность гражданственного и личного придает образам Игоря и Ярославны высокую гармоничность и этическую красоту. Бородин подчеркивает нерасторжимость духовного союза обоих. Одна и та же тема проходит в арии Игоря (эпизод «Ты одна, голубка лада») и в плаче Ярославны («Я кукушкой перелетной»). Игорь показан не только как любящий супруг, но прежде всего как воин-патриот; Ярославна — не только верная подруга, преданная жена, но и патриотка, превыше всего любящая отчизну. Ее тоска по мужу, тревога о нем (ариозо «Немало времени прошло с тех пор») неотделимы от тревоги за судьбу Путивля (сцена с боярами, финал картины) и глубокой печали при виде разорения родной земли («Как уныло все кругом»). Благородство ее натуры проявляется и в сцене с Галицким (защита чести обездоленной девушки, когда княгиня с негодованием отвергает угрозы). Бородин гениально развил и обобщил в созданном им образе то, что ему дало «Слово».

Тема подвига во славу отчизны воплощена в героическом прологе, опасности и бранные тревоги — в хоре бояр, печаль и страдания, вызванные войной,— в гениальном хоре поселян. Светлым образам патриотов противостоят образы враждебные. С одной стороны — половцы, с другой — Владимир Галиц-кий, его челядь, гудошники Скула и Ерошка. Фигура Галицкого создана Бородиным как ярчайшее художественное обобщение феодальных усобиц, насильничества, а по существу — предательства отчизны. Сцена в доме беспутного князя — это нечто большее, чем хмельной разгул, веселая пирушка. Хотя юмор Бородина мягче терпкого юмора Мусоргского, и ему свойственны черты сатирического обличения. Душный и смрадный мир подворья Галицкого, с его издевательством над чистотой и достоинством, предвосхищает в какой-то мере сцены глумления дворни в Катерине Измайловой Шостаковича. Это не просто жанровые эпизоды, а сцены большого драматургического значения. И все же главная антитеза, основной драматургический конфликт лежит в противопоставлении русского лагеря — Игоря, Ярославны, народа — и мира половецкого, мира Востока. Здесь Бородин развивает принципы, заложенные в Руслане и Людмиле Глинки. Восток показан многообразно — и как мир неги, томления, страсти, и как стихия воинственная, бурная, неукротимая.

Новое слово в русской опере — образ хана Кончака. Бородин не пошел по пути примитивного противопоставления доброму русскому Игорю злого половца. Хану свойственны мужество, рыцарство, благородство. Он восхищен своим пленником (гениальная находка композитора: победитель побежден нравственным превосходством русского витязя). Вместе с тем все в Кончаке чуждо и внутренне враждебно Игорю. Милость и дружба захватчика отвергнуты князем. Показывая многогранно и ярко Кончака, в котором сочетаются добродушие сытого хищника со свирепостью, благородство с расчетом, Бородин тем самым глубже раскрывает и образ Игоря. Мир неги, сладострастия и томления, как бы ведущий к чертогам Наины, связан с Кончаковной, ее любовью к княжичу Владимиру. Игорь преодолевает соблазны Кончака («У меня есть красавицы чудные»), а Владимир падает их жертвой. Так углубляет Бородин образ главного героя. Гениальные Половецкие пляски — высшее в русской музыке выражение Востока, бурного, страстного, воинственного, влекущего, знойного.

Бородин умер, не успев завершить свой многолетний труд. Эту сложную и благородную задачу осуществили Римский-Корсаков и Глазунов. Последний, в частности, записал по памяти (вернее, воссоздал) увертюру. Еще при жизни Бородина отрывки из оперы неоднократно исполнялись на концертах, однако полного представления о ней на их основании составить было невозможно. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась через три года после смерти автора.

Произведение, посвященное памяти Глинки, было воспринято современниками как продолжение и развитие его традиций. «Младшим братом „Руслана"» назвал гениальную оперу Стасов. Даже консервативные критики вынуждены были признать ее высокие художественные достоинства. Она вошла в репертуар обоих столичных и крупнейших провинциальных театров, перешагнула рубежи России: в 1899 г. была поставлена в Праге, огромное впечатление произвело на французских слушателей исполнение отрывков из нее в 1907 г. на сцене парижской «Гранд-опера» — в 1-м Русском историческом концерте под управлением А. Никиша, организованном С. Дягилевым, при участии Шаляпина в партии Галицкого. 30 декабря 1915 г. состоялась премьера «Игоря» в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера», с А. Дидуром в партиях Галицкого и Кончака, 8 января 1916-го — в «Ла Скала». С тех пор «Князь Игорь» обошел все сцены мира. По сей день он составляет одну из основ репертуара русского оперного театра. На этом произведении совершенствовали свое искусство крупнейшие мастера нашей сцены. В основных партиях выступали ведущие артисты: П. Хохлов, Ф. Шаляпин (Галицкий, Кончак), И. Прянишников, В. Петров, П. Андреев, В. Касторский, Л. Собинов, М. Славина, Л. Савранский, М. Донец, П. Цесе-вич, Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, М. Михайлов, К. Держинская, Н. Обухова, А. Батурин, И. Козловский, С. Лемешев, Е. Нестеренко и многие другие. Половецкие пляски ставились выдающимися балетмейстерами — Л. Ивановым, М. Фокиным, К. Голейзовским. Среди дирижеров, руководивших исполнением оперы,— А. Коутс, Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев, а из зарубежных — 3. Халабала. Одна из лучших постановок «Князя Игоря» была осуществлена в 1944 г. в московском Большом театре режиссером В. Лосским, пересмотревшим свою более раннюю трактовку. В 1993 г. там же осуществил постановку Б. Покровский.

В 1971 г. опера была экранизирована (режиссер Р. Тихомиров).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова