Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Жак Оффенбах

Глава №102 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Жак Оффенбах (подлинное имя которого Якоб Эберст) еще будучи ребенком, играя, учится обращению с некоторыми музыкальными инструментами. Он прекрасно владеет скрипкой, вызывает изумление игрой на виолончели и овладевает техникой фортепьянной игры.

В возрасте 12 лет своей игрой на виолончели он повергает в восторг любителей музыки Кёльна. Отец мальчика, кельнский кантор, понимает, что несистематическое обучение вовсе не пойдет на пользу молодому музыканту. Родители отказывают себе в куске хлеба, но собирают сыну средства на поездку в Париж и обучение.

Всемогущий повелитель консерватории, Керубини извещает их, что Высшая музыкальная школа Парижа открыта только для студентов-французов. Тем не менее он прослушал мальчика и нашел его столь одаренным, что сам предложил ему преподавателя игры на виолончели. Юноша попадает к известному профессору Вашену. Едва закончив учебу, молодой музыкант попадает в парижскую Комическую оперу, но остается здесь недолго. Оффенбах отправляется в концертное турне и, как виолончелист, пользуется большим успехом в Германии и Англии. Но вскоре это ему надоедает. Он возвращается в Париж, где обращает на себя внимание сочинением музыкальных произведений для сцены.

В 1855 году он становится директором «Буфф-Паризьен». Здесь он, наконец, находит свое место. «Буфф» — это очаг музыки, танца, сатиры, театра, зрелищ, острой, едкой политической шутки. Оффенбах находится в своей стихии... Здесь полностью может проявиться его талант создавать прелестные мелодии, он может претворять в жизнь свои помпезные танцевальные ритмы, найти выражение для своего острого чувства сцены, здесь может найти выход его насмешливая, требовательная натура и политическое красноречие и смелость. Театр «Буфф-Паризьен» пользуется постоянным успехом у парижской публики. В нем под руководством Оффенбаха рождается новый жанр — оперетта.

Триумфальное шествие французской оперетты берет начало в творчестве Флоримона Эрве (1825—1892). Именно он приводит в соответствие драматическую игру и музыку, создает равновесие между подлинно художественным музыкальным построением и запоминающимися, популярными мелодиями. Но Оффенбах создает нечто большее: в его блестящих опереттах, как в кривом зеркале, оживает вся эпоха Наполеона III. По свидетельству театральных программ, на сцене ссорятся античные боги и легендарные герои древности Елена, Орфей, Менелай, Агамемнон... Но в действительности за вымышленными именами нетрудно узнать погрязший в коррупции двор императора, министров, спекулирующих на биржевых курсах, дам-аристократок, вмешивающихся в государственные дела, представительниц буржуазии, куртизанок. Олимп, гора, сколоченная из декораций, недвусмысленно изображает императорский дворец со всеми его интригами, любовными приключениями, ложью, преступлениями, со смешным и в конечном итоге жалким образом жизни.

Оффенбах вместе с находящимся во французской столице Иоганном Штраусом младшим были героями Всемирной выставки в Париже. Его оперетта «Герцогиня Герольштейнская» (1867) стала европейской сенсацией. Весь Париж, миллионы гостей Всемирной выставки хохотали и аплодировали, хотя за кажущейся невинной музыкальной шуткой стоит Оффенбах, критик, остроумный автор памфлетов на катящуюся в пропасть империю.

Самоуверенный, глупый и трусливый генерал в «Герцогине Герольштейнской» и окружающие его офицеры являются живой карикатурой не только на разложившуюся французскую армию, но и вообще на преступную, авантюристическую политику Наполеона III.

Париж смеялся над самим собой, а в кассу Оффенбаха потоком лилось золото. Катастрофа 1871 года, поражение Наполеона III, вторжение пруссаков во Францию повергают в прах и благополучие Оффенбаха. Атмосфера поражения под Седаном и потопленной в крови французской революции уже не благоприятствуют сатире. Композитор едет за океан. В своих записках об Америке он рисует скудную картину культуры Нового света. Это грубое, как растущий подросток, общество и новая публика, не имеющая никаких традиций, не понимают французского духа музыки Оффенбаха.

Композитор возвращается из поездки по Америке больным. В горячке недуга работает он над своим последним произведением — оперой «Сказки Гофмана». Уже в опереттах Оффенбаха звучал голос чувств; в мелодиях его произведений легкого жанра то тут, то там прорывались более глубокие эмоции. Новое либретто, музыку к которому Оффенбах пишет на смертном одре, дало, наконец, композитору возможность выступить перед публикой с трагическим изображением жизни, во всем блеске оперных мелодий.

Оффенбах не дожил до премьеры оперы. «Сказки Гофмана» впервые прозвучали со сцены парижской Оперы в 1881 году, через год после смерти композитора.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова