Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Яначек. Опера «Катя Кабанова»

Глава №76 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в трех действиях, шести картинах. Либретто В. Червинки по мотивам пьесы Островского «Гроза».

Действующие лица: Савел Дикой, купец — баритон; Борис, его племянник — тенор; Марфа Кабанова, богатая вдова — драматическое сопрано; Тихон, ее сын — тенор; Катерина, его жена — сопрано; Ваня Кудряш, приказчик Дикого — тенор; Варвара, сестра Тихона — сопрано; Кулигин, механик — бас; Глаша — альт; Феклуша — меццо-сопрано.

Действие первое

Картина первая. Послеполуденное солнце ярко освещает сад на берегу Волги и дом Кабановых. Молодой парень Кудряш самозабвенно смотрит на реку. Он делает это уже много лет и все не может наглядеться на красавицу Волгу. Счастье одиночества длится недолго: приближается старик-самодур Дикой, который ссорится со своим племянником Борисом, обзывая его бездельником и бродягой. У бедного Бориса нет ни одной свободной минуты. Ему ставят в вину даже то, что по воскресеньям он на несколько часов убегает из дому своего безжалостного дяди. Но переменить он ничего не может, от этого рабства ему не уйти, ведь он сирота, а его состояние находится в руках Дикого. Состояние ранее принадлежало бабушке, по завещанию которой внуки — Борис и его сестра — получат наследство, лишь если будут почитать дядю.

Своему другу, Кудряшу, юноша признается, что он влюблен, влюблен в замужнюю женщину. Кудряш предостерегает его: добром это не кончится!

Из церкви по соседству, где закончилась вечерня, выходит семья Кабановых: старуха, которая держит в смертельном страхе весь дом, и ее сын Тихон, мягкий, безвольный человек. Он слепо покоряется во всем матери, которая ненавидит и терзает его жену Катю. Старуха двулична. Под покровом религиозности она издевается над своими домочадцами. Мучает их, не дает им покоя. Катя же — душа правдивая, искренняя. Она не умеет притворяться, всегда говорит то, что чувствует.

Старуха Кабанова устраивает сцену ревности. Она упрекает Тихона, что он больше любит жену, чем родную мать. Затем она отдает сыну распоряжение собираться в Казань, на ярмарку, где можно заключить хорошие сделки. Картина вторая. В одной из комнат богатого кабановского дома беседуют Катя и веселая, смелая сестра Тихона, Варвара, подвижная, жизнерадостная, легкомысленная девушка. Катя с горечью вспоминает, что и она была весела в девушках. А здесь, в доме Кабановых, ее душа помрачнела. Отец и мать лелеяли ее. А теперь? Варвара с беспокойством спрашивает, что стряслось с Катей. «По краю пропасти брожу я ... столкнет меня кто-то ...» — говорит Катя. Ее преследуют странные, мучительные желания, чудится ей, что это дьявол зовет, манит ее. Сон бежит от нее, она все время слышит какой-то шепот... Будто кто-то ласково зовет, обнимает ее ... и обещает увезти далеко-далеко ...

В изумлении слушает Варвара слова невестки, но старается успокоить Катерину, что мечты — еще не грех! Варвара знает свою мать и видит, как та мучает несчастную Катю, которую безвольный Тихон полностью отдал во власть свекрови. Варвара сочувствует Кате. Молодая женщина не может больше таиться перед золовкой: она любит другого! Варвара вовсе не становится на сторону матери или брата. Наоборот, она тут же обещает помочь Кате увидеться с возлюбленным. Варвара отзывчива не только потому, что видит страданья Кати, но и потому, что и сама она преступила запрет матери: влюбилась в Кудряша.

Катя борется против своей любви, пытается бежать от нее. Она хочет остаться верной своему безвольному мужу, Тихону, и умоляет его не уезжать, не оставлять ее одну. Тихона поражает эта просьба, как же он останется, если «маменька распорядилась, маменька приказала».

Катя бежит от любви, она не хочет обманывать мужа и молит его, раз уж ему надо уезжать, взять и ее с собой на казанскую ярмарку. Но Тихон не может взять ее с собой, «что скажет маменька!» Видя, что все ее просьбы бесполезны, она просит мужа взять с нее клятву, что пока он в отъезде, она не будет ни с кем встречаться, не будет ни о ком, кроме него, думать.

Старуха Кабанова торопит Тихона ехать. Но до этого, распоряжается она, по древнему обычаю муж должен дать жене наказ: с другими мужчинами не разговаривать, из дома не выходить, в окно не выглядывать, а главное — почитать свекровь и во всем ей повиноваться.

Тихон механически повторяет слова матери и уезжает.

Действие второе

Картина первая. Сумерки. В одной из комнат кабановского дома Кабаниха как раз бранит Катю. Другая замужняя женщина грустит, когда муж в отъезде, все глаза выплачет, а Катя... Катя же отвечает, что не умеет лгать и притворяться.

Как только старуха уходит, входит Варвара. Она передает Кате ключ от садовой калитки и обещает известить Бориса. Но Катя все еще противится своему желанию, своему сердцу. Нет, ей не нужен ключ, не нужен Борис! Но ключ уже у нее, а Варвары как не бывало, и его некому вернуть. Ключ словно жжет ей ладонь. Женщина в раздумье: разве это будет неверностью? Она только посмотрит на Бориса, только посмотрит... издали. Или поговорит с ним...

Картина вторая. Летняя ночь. Густые заросли сада. В конце тропинки виднеется дом Кабановых. В саду, в ожидании Варвары, поет влюбленный Кудряш. Приходит Борис. Ему передали просьбу быть этой ночью здесь, внизу у тропинки. Кудряш предостерегает друга. Он призывает его к осторожности, иначе не миновать беды, большой беды! Борис мечтает о Кате, а Кудряш вновь и вновь отговаривает его от необдуманного шага. Но недолго: из-за кустов появляется Варвара, и влюбленная пара вскоре исчезает в благодатной темноте ночи.

По тропинке спускается Катя. Страсть непреодолимо влечет ее сюда. Она еще пытается противиться своему сердцу, то и дело упоминает мужа, повторяет, что с ним, с Тихоном, должна она жить до гроба.

А потом ... бросается в объятия Бориса.

«Как было бы хорошо умереть вдвоем, как было бы хорошо», — говорит Катя. Но Борис находит, что жизнь прекраснее смерти.

Вновь появляется Варвара. Она успокаивает влюбленных, что Глаша стоит на страже и даст знать, если кто-нибудь появится в саду.

Светает.

Действие третье

Картина первая. Гулянье на берегу Волги. Надвигается гроза. Прохожие ищут убежища от дождя среди стен полуразвалившегося здания. Встречаются Варвара и Борис, которому Варвара рассказывает, что после двухнедельной поездки из Казани с ярмарки возвратился Тихон, а Катя ведет себя, словно помешанная. С нее станет признаться в происшедшем мужу.

Приближается Кабаниха с Катериной и Тихоном. Борис, чтобы не привлекать к себе внимания старухи, отходит в сторону. А снаружи в полную силу снова бушует гроза. Далекий хор доносит слова: «Кайся в грехах ... Кайся в грехах ...»

Свистит ветер, рвет с развалин остатки крыши, хлещет дождь, таинственный далекий хор призывает к покаянию, и у Кати вырывается признание: «Грешна я!... С ним была ... Каждую ночь ... грешна я ...»

И затем, словно обезумев, она выбегает в бурю.

Картина вторая. Высокий берег Волги. Внизу бушует река. Приближается ночь.

Тихон опечален: в его душе борются обида обманутого мужа и любовь к Кате. Появляются Кудряш и Варвара. Эти двое не собираются публично каяться в грехах, а бегут от жестокой старухи в Москву, не заботясь о том, что будут говорить о них в городе.

Берег Волги пустеет. Появляется Катя. Она хочет в последний раз увидеться с Борисом.

Издалека доносится мрачная похоронная песнь.

Наконец, приходит Борис.

Он прощается с Катей. По приказу дяди, Дикого, он уезжает в Сибирь и, как Тихон, не имеет сил защитить свою жену от злой матери, так и Борис не в силах противиться Дикому. Он покидает Катю в беде, опозоренной, униженной.

Зловеще звучит далекий хор, Катя напутствует Бориса. «Подавай каждому нищему, мимо которого ведет твой путь... подавай каждому, пусть молятся за меня!»

Звуки далекого хора нарастают.

Борис уходит. В отчаянии Катя бросается в Волгу.

Прибегает Тихон, собирается толпа. Быстрее лодку! Рыбаки вытаскивают труп Кати из воды. Тихон бросается на труп жены и, потрясая кулаками, проклинает мать: «Вы ее погубили! Вы!» — кричит он в гневе и отчаянии.

А старуха холодно и по традиции, как полагается, благодарит добрых людей за сочувствие и с достоинством удаляется. Вслед ей несутся проклятья Тихона.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова