Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Сметана. Опера «Поцелуй»

Глава №71 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Либретто Элишки Красногорской по новелле Каролины Светлой.

Премьера — 7 ноября 1876 года в Праге.

Действующие лица: Палоуцкий — бас; Вендулка, его дочь — сопрано; Лукаш, молодой вдовец — тенор; Томаш, шурин Лукаша — баритон; Мартинка, тетушка Вендулки — альт; Матоуш, старый контрабандист — бас: Бербель, служанка в семье Палоуцких — сопрано; Стражник — тенор.

Первое действие происходит в просторной горнице дома Палоуцких, где царит образцовый порядок: стол, стул, скамья, раскрашенный сундук, полка с посудой, на печном загнетке — деревянная посуда и бадьи. Все говорит о том, что в доме есть хорошая хозяйка. Это — Вендулка, которая только что узнала от тетушки Мартинки, что должен прийти Лукаш просить ее руки и договориться о дне свадьбы. Вендулка радостно взволнована, но отец ее неодобрительно относится к известию об ожидаемом приходе Лукаша. Он не возражает против свадьбы, просто у него есть на этот счет некоторые сомнения. И Вендулка, и Лукаш упрямы и своенравны, поэтому старик Палоуцкий хотел бы предостеречь их от необдуманного шага, иначе их совместная жизнь будет состоять лишь из ссор. Лукаш весьма торжественно обставляет свой приезд. По народному обычаю, он приезжает не один: его сопровождает не только шафер, его шурин Томаш, но и односельчане, желающие присутствовать при сватовстве. Автор превращает эту часть оперы в грандиозную сцену, особенно тот момент, когда после объявления дня свадьбы Палоуцкий предупреждает молодых, что упрямство может погубить их супружескую жизнь. Но Лукаш непоколебим в своем решении, и старику Палоуцкому ничего не остается делать, как поверить клятвам молодого человека, что скорей рухнут горделивые утесы, чем между ним и женой дело дойдет до ссоры! Пообещав никогда не ссориться с Вендулкой, Лукаш подходит к невесте, и они растроганно переживают счастливый момент. Насколько трогателен их дуэт, настолько неожиданна и горяча их ссора, которая в мгновенье ока развеивает радужное настроение. Вендулка вырывается из объятий Лукаша и безо всякого объяснения отказывается поцеловать своего нареченного. Лукаш изумлен, но поначалу принимает поведение Вендулки за шутку. Однако обстановка накаляется. Произошло как раз то, от чего предостерегал их старик Палоуцкий. Счастье, что Томаш разгоняет собравшиеся было грозные тучи, начав поздравлять нареченных. Сцена сватовства кончается заздравной песней Томаша. Последующее явление с участием Вендулки и Лукаша занимает особое место во всем оперном творчестве Сметаны. Композитор блестяще передает предвечернее настроение, когда в окно горницы Палоуцких пробивается алый свет зари, а Лукаш и Вендулка трогательно склоняются над колыбелью сына Лукаша от первого брака. Спокойствие заката и накал чувств, с удивительной чистотой переданные в музыке Сметаны, сменяются клятвой Вендулки быть хорошей матерью ребенку Лукаша, б речь его счастье. Как зачарованный, слушает Лукаш Вендулку, затем приближается к ней и хочет ее поцеловать. Но Вендулка снова отвергает его ухаживания.

Нет, сейчас она не позволит себя целовать. Она чтит память первой жены Лукаша, и тот должен это понять. Но Лукаш сердится: не он, а Вендулка должна уступать ему! Он-таки поцелует ее, и притом до свадьбы, или меж ними все кончено. В самый разгар ссоры появляется Палоуцкий. Конечно же, все случилось так, как он предсказывал! Напрасно пытается он образумить Вендулку и Лукаша. Перебранка перерастает в громкую ссору, и Лукаш, разозлившись, убегает.

Размышления Вендулки на некоторое время прерываются приходом тетушки Мартинки, которая сообщает девушке, что Лукаш вне себя от злости пошел в кабак. Вендулка садится у колыбели и песней убаюкивает малыша, а потом и сама засыпает подле него. Пробуждается она лишь тогда, когда под окном раздаются звуки лихой польки да задорной песни. Лукаш, сопровождаемый крестьянскими парнями и девушками, поет насмешливую песню. Вендулка в отчаянии. Теперь ей не дождаться, чтобы Лукаш одумался и вернулся к ней. Лучше уж ей уйти к тетушке Мартинке в горы, помогать контрабандистам.Меж деревьев и скал двигается группа контрабандистов, возглавляемых Матоушем. Но лес скрывает и других нежданных здесь гостей: Лукаша, Томаша, Вендулку и Мартинку, которые не знают о присутствии друг друга. Раскаявшись, что обидел Вендулку, бредет Лукаш по лесу. Единственная его надежда, что Вендулка поверит в его раскаяние и помирится с ним. Томаш же разыскивает Лукаша. Наконец, он находит его, и они договариваются созвать на утро свидетелей, в присутствии которых Лукаш попросит у Вендулки прощения. У Мартинки и Вендулки в лесу другие дела. Они ждут Матоуша, чтобы помочь ему переправить контрабанду в надежное место. Мартинка опытка и отважна, Вендулка же всем телом дрожит от страха. В конце концов сам Матоуш обод яет ее, так как хорошо понимает ее чувства. Простившись с Мартинкой и Вендулкой, Матоуш спешит к Лукашу рассказать ему, где прячется девушка. Тем временем Мартинка и Вендулка собираются домой. Темноту ночи разрывает брезжущий свет утренней зари.

Появляются Лукаш, Томаш, старик Палоуцкий, Матоуш и соседи. Лукаш, как и обещал, в присутствии свидетелей собирается повиниться перед девушкой, просить ее стать его женой. Вендулка настолько растрогана их появлением, что сама хочет поцеловать Лукаша в знак примирения. Теперь Лукаш отвергает поцелуй, но когда Вендулка прощает его, их ссоре конец, и жених принимает от невесты поцелуй.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова