Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Стравинский. Опера «Похождения повесы»

Глава №55 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в трех действиях. Либретто В. X. Аудена и Честера.

Первое представление — 11 сентября 1911 г. в Венеции.

Действующие лица: Трулав — бас; Энн Трулав, его дочь — сопрано; Том Рекуэлл — тенор; Ник Шедоу — баритон; Хозяйка публичного дома «Гусыня» — меццо-сопрано; Кукла — меццо-сопрано; Селлен, аукционщик — тенор; Сторож в сумасшедшем доме — бас.

Действие происходит в Англии в XVIII веке. Опера написана по мотивам серии картин Хогарта «Похождения повесы».

Действие первое

Сад загородного дома семьи Трулав. Тома Рекуэлла, жениха Энн Трулав, раздражает мещанский характер его будущего тестя. Он твердо решает уехать отсюда и как-нибудь иначе добыть себе состояние и независимость.

В саду появляется Ник Шедоу (дьявол) и сообщает Тому удиви- тельн ю новость: неожиданное наследство принесло ему сказочное богатство. Ник предлагает свои услуги Тому и сопровождает своего подопечного в Лондон.

Действие второе

Картина первая. Дом Тома Рекуэлла в Лондоне. Молодому повесе приелся уже и публичный дом «Матушки гусыни» и разнузданная жизнь. Дьявол советует ему жениться на пресловутой «Турецкой кукле», ярмарочной диковине. Быть может, эта сенсация встряхнет пресыщенного, рано состарившегося, впавшего в апатию повесу.

Картина вторая. Часть улицы перед домом Тома Рекуэлла. Проносят паланкин с «Турецкой куклой». В толпе зевак и бывшая невеста Тома, Энн. Она приехала в Лондон с намерением спасти своего жениха от гибели, но когда видит странное существо, выходящее из паланкина (согласно либретто, «Турецкая кукла» — нечто среднее между мужчиной и женщиной), девушка содрогается от ужаса и убегает.

Картина третья. «Турецкая кукла» в доме Тома переделала все на свой вкус. Том со все большим отвращением, которое он и не скрывает, относится к ней.

Ссоры и брань между ними стали повседневным делом. Том спасается от жены «в объятиях Морфея». Он видит волшебный сон. Ему снится, что он получил волшебную власть превращать камень в хлеб.

Действие третье

Картина первая. Дом Тома. Неподвижно и безмолвно сидит «Турецкая кукла» (согласно либретто: с париком, сползшим на лицо), так как Том, после очередной ссоры, покинул ее.

Дом Тома продается с аукциона. С молотка продается все еще неподвижно и безмолвно сидящая «Турецкая кукла». Но как только ей поправляют парик, она вновь получает дар речи и продолжает брань на том месте, где остановилась.

На аукционе появляется и Энн. «Турецкая кукла» уговаривает ее принять обратно Тома, который все еще любит Энн. А «Турецкая кукла» возвращается на базарную площадь и продолжает свою карьеру в цирке.

Картина вторая. Кладбище... Приближаются Том Рекуэлл и Ник Шедоу. Срок заключенного между ними договора истек. Душа Тома принадлежит дьяволу. Но дьявол согласен продлить договор, если Том выиграет свою жизнь в карты. Энн, прячущаяся за могильными памятниками, помогает Тому, и дьявол проигрывает. Но он не хочет примириться с поражением. Дьявол оставляет Тому жизнь, но душу все-таки забирает.

Картина третья. Сумасшедший дом. Сторож вводит Энн. Лишившийся рассудка Том воображает себя Адонисом, а посетительницу Венерой. Энн обнимает несчастного и поет ему колыбельную песню, под звуки которой больной тихо засыпает.

Эпилог

Все действующие лица появляются на сцене и произносят поучительный вывод:

Пока на земле живут бездельники,
Побеждает Сатана!

У читателя невольно возникает вопрос: что привело композитора к этой мрачной истории, в которой все поставлено — скажем прямо — на голову?

Тему оперы Стравинский почерпнул у выдающегося представителя английского искусства Вильяма Хогарта (1697—1764). Английский художник сперва был ремесленником в мастерской серебряных дел мастера. Потом стал гравером по меди и готовил иллюстрации к Сервантесу. Но мода отвлекла его от этого занятия: он стал художником-портретистом. В нашу задачу не входит оценка Хогарта-живописца, но надо сказать, что как художник он стоит на одном уровне с самыми крупными мастерами. В своих портретах, подобно Гольбейну, Ван Дейку, Францу Гальсу и Рембрандту, он умел схватить и передать душу, внутренний мир своих моделей. Одно из чудесных изображений человека и его внутреннего мира — написанный Хогартом портрет актера Гаррика в роли Ричарда III.

Однако Хогарт не остановился на этом. В 1723 году он приступает к созданию широко известных серий назидательных рисунков. Первоначально это были картины, позднее их размножали как гравюры. «Жизнь распутницы», «Похождения повесы», «Нищета поэта», «Модный брак», «Выборы», «Пивная улица», «Водочная улица», «Этапы жестокости», «Леность и усердие», — все это были пощечины тогдашнему обществу, язвы которого рьяно вскрывал Хогарт, изображая его жизнь с устрашающим реализмом и беспощадной прямотой.

Авторы либретто почерпнули сюжет из одной из самых известных серий Хогарта. Читатель снова спросит: почему?

Стравинский использовал мысль Хогарта для создания высокохудожественной пародии. Согласно предписаниям оперного жанра XVIII и XIX столетий, композитор сочиняет для этой оперы дуэты, терцеты, хоры и грандиозные финалы. Но создает в сущности не оперу, а карикатуру, пародию на этот жанр. Как в «Фаусте», здесь участвует дьявол; как в «Травиате» — впавший в заблуждение молодой человек; как в «Сельской чести» — покинутая девушка; как в «Севильском цирюльнике» — острый на язык, правда, не цирюльник, а продавец на аукционе... И каждый герой совершенно серьезно выполняет в опере свою функцию в сопровождении музыки, отражающей его характер, как бы в кривом зеркале, словно пройдя сквозь призму жестокой хогартовской иронии.

По поводу этого опыта Стравинского можно сказать, что речь идет здесь о продолжении старинной оперной традиции. Возникшая в эпоху Генделя «Опера нищих» имела бурный успех благодаря тому, что высокопарный, ходульный стиль итальянской оперы-сериа она связала с жизнью и типами трущоб, с таскающимся по публичным домам сбродом. Герои Гая и Пелуша шествуют под звуки того же марша в стиле барокко, что и Ринальдо или герои «Ксеркса».

В этих смелых опытах Стравинский не был одинок. В XX столетии целый ряд композиторов делает попытки обновить, омолодить оперу. К этим опытам относится опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»; Мийо — «Французский салат», Орффа — «Катулли Кармина» и опять-таки Стравинского — «История солдата».

Опыты эти действительно ошеломляют. Несомненно, что в будущем некоторые из них будут забыты. Непривычное всегда ошеломляет. Творчество Стравинского полно непривычного. Правда, знатоки приняли это непривычное почти целиком. Слово остается теперь за широкой публикой, а перед лицом истории именно она является решающим авторитетом.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова