Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Сергей Васильевич Рахманинов

Глава №48 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Детство Рахманинова проходит в провинции, в большом помещичьем доме. С началами музыки его знакомит отец, стоявший в музыкальном отношении гораздо выше, чем обыкновенный любитель. Когда-то он был учеником знаменитого пианиста Джона Фильда.

Ребенку еще не было и десяти лет, когда его родители переселились в столицу, где он поступил учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 году он переходит в Московскую консерваторию, где учится в классе Н. С. Зверева. У нового преподавателя музыкальное развитие юного Рахманинова делает огромный скачок, и вскоре мальчик играет перед одним из крупнейших пианистов XIX века, Рубинштейном. Теперь уже нет никакого сомнения в том, что его призванием будет музыка. Вскоре Рахманинов начинает заниматься композицией. Первые его произведения просматривает не кто иной, как сам Чайковский. В знак благодарности Рахманинов делает переложение для двух фортепиано симфонии Чайковского «Манфред».

В конце XIX века на русском музыкальном небосклоне блещут такие звезды, как Аренский, Танеев, Зилоти. Рахманинов учится у них. В 1891 году он кончает консерваторию по классу фортепиано и в 1892 году по классу композиции. Его экзаменационной работой была опера «Алеко», за которую он получил золотую медаль, а его имя занесли на мраморную доску консерватории вместе с именами тех, кто своим творчеством прославил Московскую консерваторию и русскую музыку.

После успехов, достигнутых в сочинении музыки, Рахманинов начинает заниматься дирижерской деятельностью. Он блистательно дирижирует, например, «Иваном Сусаниным». Рахманинов-дирижер встречается с замечательнейшим певцом своего времени — Федором Шаляпиным, и между ними завязывается глубокая дружба. Известность Рахманинова как дирижера доходит до Англии, и в 1898 году его приглашают управлять оркестром лондонской филармонии.Его интересы как дирижера и исполнителя непрерывно расширяются. Он посещает вагнеровские фестивали в Байрейте, все глубже занимается творчеством «Могучей кучки», и, таким образом, когда в 1905 году становится дирижером Большого театра в Москве, он уже в совершенстве знаком с оперным и симфоническим репертуаром. По мановению его дирижерской палочки возникают чудесные спектакли, блеск которым придает не только виртуозность Рахманинова, но и потрясающее искусство Шаляпина.

Деятельность дирижера не мешает Рахманинову заниматься композицией. В это время на свет появляются его оперы: «Скупой рыцарь» (на текст трагедии Пушкина) и «Франческа да Римини» (либретто Модеста Чайковского), показанные впервые в один вечер, 24 января 1906 года.

К этому же периоду относятся I и II симфонии и симфоническая пьеса «Остров мертвых», написанная под впечатлением одноименной картины Бёклина. В 1908 и 1909 годах Рахманинов пишет I, И и III концерты для фортепиано с оркестром, вариации на темы Шопена, десять прелюдий, в том числе знаменитые прелюдии до- диез минор и соль минор. Тогда же он сочиняет целый ряд романсов на стихи Пушкина, Фета, Тютчева, Шевченко, Гете, Гейне, Шелли и других русских и зарубежных поэтов, а также ряд хоровых произведений, в том числе кантату «Весна» на слова Некрасова.

В 1917 году Рахманинов эмигрировал за границу и с тех пор жил преимущественно в США. Он совершает кругосветные турне и завоевывает славу, подобную которой в истории музыки знали лишь немногие композиторы-пианисты. Растет его слава и как первоклассного дирижера, а его значение как композитора увеличивается благодаря таким произведениям, как IV концерт для фортепиано с оркестром (1927), Рапсодия на темы Паганини (1934), цикл народных песен для хора (1930), а также произведениям различных жанров, предназначенным для различного исполнения — от фортепиано до смешанного хора в сопровождении оркестра.

Рахманинов всегда с гордостью называл себя учеником школы Чайковского. Самые благородные элементы его творчества действительно родственны по духу Чайковскому. Это широко льющиеся мелодии; исключительно богатая аккордика, не выходящая, однако, за пределы романтической гармонии; высокий накал чувств и ослепительные эффекты инструментовки. В могучей горной цепи, вершины которой представлены Чайковским, Глазуновым, Аренским, Танеевым, Рахманинов — последний композитор, который на рубеже прошлого романтического века и нового столетия в последний раз, ото всей души, поет о страсти, страдании и об очищении в этом двойном огне.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова