Антон Григорьевич Рубинштейн

Глава №31 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Антон Рубинштейн был одним из лучших пианистов своей эпохи, всемирно известным композитором, педагогом, по почину и при участии которого в Петербурге была основана первая русская консерватория.

Биографию его можно изложить в одной фразе: непрерывный ряд успехов.

Первой его учительницей музыки была мать. В 9 лет он уже выступает в публичном концерте. Ему еще нет 10 лет, когда он попадает в Париж, где с ним занимается Ференц Лист. В 12-летнем возрасте он завоевывает признание любителей музыки Англии и Голландии и покоряет весьма требовательную немецкую публику. В 1845 году он берет уроки у профессора Дена (о котором речь уже шла в связи с Глинкой), а вернувшись домой в 1848 году, получает звание придворного пианиста великой княгини Елены Павловны.

Следующие за этим годы Рубинштейн проводит в упорной самообразовательной работе. В это же время он пробует свои силы в создании музыкальной драмы: пишет оперы «Димитрий Донской» (1852), «Сибирские охотники» (1856). Его слава как пианиста все время растет. Рубинштейн совершает турне по Америке. В 1861 году он обращается к русской интеллигенции с призывом принять участие в создании Петербургской консерватории. Совершенно недопустимо, считает Рубинштейн, чтобы русские музыканты могли получать соответствующее музыкальное образование исключительно за границей. Он возглавил музыкальные классы, открытые Русским музыкальным обществом и преобразованные в 1862 году в первую русскую консерваторию. Это было сделано без всякой поддержки со стороны правительства. Единственным источником сил для этого было воодушевление ее профессоров, готовых на любые жертвы.

Новые кругосветные турне приносят Рубинштейну новый успех. Но его уже не удовлетворяет слава исполнителя. Он выступает перед публикой как автор шести симфоний, ряда камерных произведений, блестящих фортепианных пьес и интересного цикла романсов. Рубинштейн пишет и новые оперы, из которых наиболее значительны «Фераморс» (1863), «Демон» (1871), «Маккавей» (1875), «Нерон» (1877), «Моисей» (1877), «Суламифь» (1883), «Христос» (1888).

В последние полвека творчество Рубинштейна-композитора потеряло свое значение. Произведения многих других русских композиторов оказались глубже и долговечнее. Но затмить значение деятельности Рубинштейна не могут никакие перемены музыкальной моды. Рубинштейн — один из основателей русской школы исполнителей, создатель Петербургской консерватории, автор целого ряда бессмертных мелодий, которые и поныне исполняются пианистами и певцами и, хотя и редко, звучат на сценах оперных театров. Из числа его опер наибольшим успехом пользуется и чаще всего ставится «Демон».

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова