Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Штрауса «Женщина без тени»

Die Frau ohne Schatten

12.01.2011 в 19:27.

Рихард Штраус / Richard Strauss

ЖЕНЩИНА БЕЗ ТЕНИ (Frau ohne Schatten) — опера Р. Штрауса в 3 д., либретто Г. фон Гофмансталя. Премьера: Вена, 10 октября 1919 г., под управлением Ф. Шалька (Л. Леман — Жена красильщика).

Опера была задумана как философская гуманистическая сказка. Гофмансталь отмечал, что «Женщина без тени» так же относится к Волшебной флейте Моцарта, как Кавалер розы — к Свадьбе Фигаро. Внутренняя связь произведения Штрауса с «Волшебной флейтой» несомненна, однако в нем нет мудрой простоты и поэтической наивности моцартовского шедевра. «Женщина без тени» перегружена аллегориями, действие осложнено, и, хотя партитура ослепительна, в популярности она уступает другим произведениям Штрауса. В то же время, несмотря на барочные формы оперы и ее философскую переусложненность (отголоски сцены матерей из II ч. «Фауста» Гёте), в ней выступает гуманистическая идея, пусть и затемненная манерной, нарочито изысканной стилистикой текста Гофмансталя. В либретто сочетаются отголоски восточных легенд, волшебных фарсов Ф. Раймунда, сказок К. Гоцци. Действие движется по двум параллельным руслам и на редкость запутанно.

Сказочный Император на охоте пытался подстрелить газель, но она превратилась в прекрасную девушку, впоследствии ставшую его женой. Однако, приобретя человеческий облик, женщина не сделалась человеком: у нее нет тени, и она не может стать матерью. Отец Императрицы, царь подземных Духов Кейкобад, сообщает дочери свою волю: подобно всем людям, она должна иметь тень, иначе муж ее превратится в камень, а она навсегда возвратится в подземное царство. До истечения срока остается три дня, а у Императрицы нет никаких надежд на спасение мужа. Кормилица Императрицы — олицетворение зла и жестокости — решает помочь своей повелительнице получить тень ценой чужой жизни и чужого счастья. Она приводит Императрицу в хижину бедного крсильщика Барака, молодая жена которого не хочет иметь детей. Кормилица предлагает ей сделку: пусть та отдаст свою тень в обмен на власть и богатство. Жена красильщика соглашается, хотя и слышит упреки нерожденных детей. Но для того, чтобы передать Императрице тень и способность стать матерью, она должна изменить мужу. Кормилица силой чар создает призрачный облик любовника. Императрица испытывает все большее отвращение к обману, хотя и стремится спасти мужа, уже превратившегося в камень. В душе Жены красильщика также совершается перелом: ей стыдно идти по пути греха. Расступается земля и поглощает Императрицу, Кормилицу, красильщика и его жену. Тщетно незримые голоса в подземном царстве убеждают Императрицу испить из источника жизни, который подарит ей тень. Она преодолевает и последнее искушение, когда перед ней предстает превращенный в камень Император. Самопожертвование делает Императрицу человеком, она обретает тень, и муж ее оживает. Счастье приходит к Бараку и его жене.

Аллегория оперы, вопреки запутанности действия, несложна: нельзя строить счастье на чужом несчастье, только самопожертвование утверждает человеческое достоинство. Тень — это душа и в то же время символ материнства.

«Женщина без тени» — одна из самых сложных партитур Штрауса. Музыка лишена внутреннего единства: суховатый речитатив соседствует с широко развитыми ариозными построениями, феерия уживается с тонкой лирикой, монументальные формы — с камерными. Несмотря на изобилие талантливой музыки, опера не принадлежит к самым популярным произведениям композитора. Однако она ставилась неоднократно: в Цюрихе (1932), Риме (1938), Милане (1940), Буэнос-Айресе (1949, под управлением Э. Клайбера), Сан-Франциско (1959), Париже (1972, театр «Гранд-опера», под управлением К. Бёма), Мюнхене (1963), Берлине (1971, постановка Г. Купфера). Следует отметить также спектакли на Зальц-бургском пасхальном фестивале 1992 г. под управлением Г. Шолти и во Флоренции в 1993 г. В Москве «Женщина без тени» прозвучала в 1982 г. во время гастролей Гамбургской оперы, в которых участвовала Л. Ризанек — одна из лучших исполнительниц партии Императрицы.

В 1946 г. на основе симфонических эпизодов оперы композитор создал оркестровую фантазию.

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова