Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Чайковского «Орлеанская дева»

The Maid of Orleans

12.01.2011 в 16:18.

Опера в 4 действиях. Либретто по одноименной драме Шиллера (в переводе В. А. Жуковского), драме Ж. Барбье «Жанна д'Арк» и по либретто оперы О. Мерме того же названия написано самим композитором.
Первое представление состоялось 13 февраля 1881 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

Действующие лица:

  • Иоанна д'Арк, меццо-сопрано или сопрано
  • Тибо д'Арк, отец Иоанны, бас
  • Раймонд, ее жених, тенор
  • Лионель, бургундский рыцарь, баритон
  • Дюнуа, французский рыцарь, баритон
  • Карл VII, король, тенор
  • Агнеса Сорель, сопрано
  • Архиепископ, бас
  • Бертран, крестьянин, бас
  • Воин, бас
  • Голос соло в хоре ангелов, сопрано

Первое действие

Франция XV века, разгар Столетней войны. Поляна перед заветным вековым дубом в селе Домреми. Беседуя, входят старик-крестьянин Тибо д'Арк, его дочь и жених ее Раймонд. Тибо торопится со свадьбой. В полное опасностей военное время, полагает он, Иоанне надо иметь защитника-мужа. Отказ Иоанны, убежденной, что ее ожидает иное призвание, вызывает гнев отца. У Тибо крепнет подозрение, что его дочь, уже давно упорно ищущая одиночества, спозналась с адскими силами. Раймонд пытается защитить Иоанну от страшного обвинения. В этот миг поляна заполняется крестьянами, спасающимися от английских солдат. Страшную весть принесли беглецы: осажден Орлеан, над родиной нависла смертельная опасность. При этом известии совершается перелом в душе Иоанны. Девушка выступает вперед. Она ободряет отчаявшихся, уверяя, что вождь англичан, непобедимый Салисбюри, уже не страшен. Иоанна сулит соотечественникам скорую победу над врагом. Ее слова, сперва встреченные недоверчиво, получают неожиданное подтверждение. Салисбюри убит под Орлеаном,— возвещает явившийся с поля боя воин. Народ во главе с Иоанной молится о победе и мире для исстрадавшейся родины. Толпа расходится. Вечереет. Глубокое волнение охватывает Иоанну. Ее час наступил. Но сомнение в своих силах тревожит девушку. Ей больно навсегда покинуть родное село, страшно взять на себя тяжкое бремя воительницы. Колебания длятся недолго. Иоанна решается на подвиг.

Второе действие

Зала в королевском замке Шинон. Слабый и переменчивый Карл VII готовится к бегству. Напрасно военачальник Дюнуа пытается вдохнуть в короля мужество. В момент полной безнадежности внезапные звуки труб возвещают о победе. Это Иоанна остановила бегущих и, выхватив из рук знаменосца боевое знамя, повела французов на врага. Вот она сама входит в залу, сопровождаемая воинами. Король под бурное ликование собравшихся вверяет спасительнице отчизны французское войско.

Третье действие

Первая картина. Местность близ поля битвы. Англичане и их союзники бургундцы разбиты. Победоносная Иоанна обезоруживает бургундского рыцаря Лионеля и уже готова поразить его, когда их взгляды встречаются. Смелая, беспощадная воительница полюбила впервые в жизни. Все воспитанные поколениями религиозно-аскетические представления восстают в ней против этой любви. Она чувствует себя отступницей от своего долга, великой грешницей. Лионель, охваченный любовью к Иоанне, переходит на сторону французов. Ласково принимает его Дюнуа, принесший радостную весть: Реймс, где должен венчаться на царство Карл VII, отворил ворота королю.

Вторая картина. Площадь перед Реймским собором. Коронация только что окончилась. Сбылись самые восторженные мечты Иоанны. Спасена от врагов Франция. Король и народ славят Иоанну. Но нерадостно у нее на сердце. И когда среди всенародного торжества на площади внезапно является Тибо д'Арк и бросает дочери чудовищное обвинение в союзе с адскими силами, она молчит, не считая себя вправе защищаться. Ведь она согрешила, позволив земной любви овладеть своим сердцем. Разражается гроза. Оглушительные удары грома кажутся толпе, только что прославлявшей героиню, знаком божьего гнева. Все в страхе оставляют Иоанну. Один Лионель не бежит от нее, но потрясенная Иоанна видит в нем причину своего несчастья — он погубил ее душу. Вне себя от ужаса Иоанна убегает.

Четвертое действие

Первая картина. Уединенное место в лесу. Скрывшаяся от людей Иоанна не может побороть своего чувства. Она мучительно тоскует по Лионелю и страстным восклицанием встречает его неожиданное появление. Мгновение полного счастья. Но чувство вины снова овладевает Иоанной. Ей кажется, что она должна искупить свой грех пленом и смертью. Приближаются английские солдаты. Уже слышны их трубы. Иоанна молит Лионеля спастись бегством. Врываются враги. Защищая любимую, Лионель получает смертельный удар. Иоанна целует умирающего и без борьбы позволяет сковать себя.

Вторая картина. Площадь в Руане. Провожаемая дружеским сочувствием народа, Иоанна всходит на костер. Страх и боль не пугают ее. «Кончены страданья!» — восклицает она. Огонь и дым охватывают Иоанну д'Арк, спасительницу своей родины.


ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА — опера П. Чайковского в 4 д. (6 к.), либретто композитора по одноименной трагедии Ф. Шиллера в переводе В. Жуковского с использованием мотивов драмы Ж. Барбье «Жанна д'Арк». Премьера: Петербург, Мариинский театр, 13 февраля 1881 г., под управлением Э. Направника.

Знаменитой воительнице из Орлеана посвящены произведения французских, итальянских, немецких, испанских композиторов — оперы Г. Андреоцци, Р. Крейцера, М. Карафы де Колобрано, Н. Ваккаи, Дж. Пачини, М. Белфа, Дж. Верди, А. Лангерта, Ж. Дюпре, О. Мерме, драматическая оратория А. Онеггера Жанна д 'Арк на костре и др. Образ Жанны представлен и на хореографической сцене — в балетах У. Ривы, П. Брамбиллы (в соавторстве с П. Лихтенталем, хореография С. Вигано), в XX в. — Н. Пейко («Орлеанская дева»).

Чайковский изучал книги по истории Франции, исследования о Жанне д'Арк, продумывая общий план будущей оперы. Ни одна из существовавших обработок темы не удовлетворяла его в полной мере. Шиллер, как известно, во многом отошел от истории, завершив трагедию гибелью героини на поле битвы. У Чайковского Иоанна умирает на костре. Ряд подробностей композитор взял из исторических трудов, а некоторые детали — из сценария оперы О. Мерме и драмы Ж. Барбье. В основном он все же сохранил верность Шиллеру, трагедия которого оставалась лучшей из всех обработок великой темы (неслучайно таким выдающимся событием в русском искусстве явилось позднейшее исполнение заглавной роли в этой пьесе гениальной М. Ермоловой). Работа над сочинением шла с необычайной даже для Чайковского интенсивностью. Начатая в декабре 1878 г., опера была завершена в эскизе 21 февраля 1879 г., а полгода спустя окончена партитура.

Иоанна — плоть от плоти народа. В ее образе сочетается героическое начало с лирическим, безграничное мужество, верность долгу, патриотизм, готовность отдать жизнь за отчизну — с женской слабостью, суровость — с нежностью, мистический экстаз — с жаждой земных радостей. Многие страницы ее партии, особенно в первых действиях, по вдохновенности и благородству принадлежат к высшим достижениям Чайковского, да, пожалуй, и всей русской музыки. Композитор органически сочетал героику и лирику, психологическую правду с яркой театральностью. «Орлеанская дева» вобрала завоевания Чайковского в области психологической драмы, переключив их из интимной сферы в грандиозную историческую трагедию. Большую роль в ней играют хоровые сцены. Однако партитура неравноценна. Напряженность и сила воздействия во второй половине оперы несколько ослабевают.

Все произведение, и в особенности заглавная партия, представляет безграничные трудности. Если в музыкальном отношении первая постановка благодаря Э. Направнику и ряду исполнителей находилась на большой высоте, то декоративно-постановочное решение было казенно-трафаретным. Сцена на площади перед Реймским собором развертывалась в тех же декорациях, что и площадь в Фаусте Гуно или в «Тарасе Бульбе» В. Кюнера. Ветхие декорации, чуждые по стилю опере и изображенной в ней эпохе, подержанные костюмы, мизерная обстановка, особенно в сцене коронации,— все это свидетельствовало о равнодушии дирекции императорских театров к новой опере русского композитора.

В центре спектакля были М. Каменская, выдающаяся певица и артистка, мастерски передавшая все богатство чувств и переживаний своей героини, И. Прянишников — Лионель и Ф. Стравинский — Дюнуа. Постановка имела шумный успех, но, по-видимому, зритель не столько оценил талантливость и новаторство произведения, сколько увидел в нем уступку Чайковского традициям «большой оперы»; отзывы критики были отрицательными. Вскоре композитору пришлось по просьбе театра внести изменения в партитуру — переделать партию Иоанны для меццо-сопрано. В 1882 г. состоялась премьера в Праге, в 1886 г. — в Тифлисе (где партии Иоанны и Лионеля пели те же артисты, что и в Мариинском театре), в 1899 г. — в Московской частной опере (Е. Цветкова — Иоанна).

Новая сценическая жизнь «Орлеанской девы» началась в 1945 г. с постановки на сцене ленинградского Театра им. Кирова (премьера — 19 декабря 1945 г., под управлением Б. Хайкина, режиссер И. Шлепянов, художник В. Дмитриев). В этом спектакле, явившемся крупнейшим событием, опера получила глубокое и верное истолкование. Решающее значение имело исполнение заглавной партии выдающейся артисткой С. Преображенской. Созданный ею образ был героичен и лиричен, благороден, возвышен и трогателен — все то, о чем мечтал Чайковский, было воплощено на сцене. Партию Лионеля мастерски исполнил С. Соломяк. Из других постановок следует назвать осуществленные в Харькове (1952) и Тбилиси (1957). В последние десятилетия восторженные отклики вызвал спектакль в Мюнхене в 1989 г. (режиссер Г. Купфер; В. Майер — Иоанна).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова