Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Беллини «Капулети и Монтекки»

I Capuleti e i Montecchi

12.01.2011 в 13:04.

Опера Винченцо Беллини в двух действиях; либретто Ф. Романи по мотивам новеллы М. Банделло и трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
Первая постановка: Венеция, театр «Ла Фениче», 11 марта 1830 года.

Действующие лица:

  • Капеллио, глава рода Капулети (бас)
  • Джульетта, его дочь (сопрано)
  • Ромео, глава рода Монтекки (сопрано)
  • Тибальт, сторонник Капулети, жених Джульетты (тенор)
  • Лоренцо, врач, родственник Капеллио (бас)
  • Капулети, Монтекки, дамы, воины

Действие происходит в Вероне в XIII веке.

Опера Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки». Постер Рафала Ольбиньского

На галерее дворца Капеллио собираются его сторонники-гвельфы. Среди них Тибальт, кузен и жених Джульетты. Все готовятся отомстить гибеллинам — роду Монтекки. Тибальт клянется именем Джульетты убить Ромео. Растроганный Капеллио обещает сегодня же сыграть свадьбу. Доктор Лоренцо протестует: Джульетта в лихорадке, ее нельзя заставить идти к алтарю. Тибальту Джульетта дороже жизни, и он готов ждать, но отец не слушает никаких доводов: Джульетта должна быть счастлива, что столь славный воин свяжет свою судьбу с домом Капеллио. Раздается звук трубы — это Ромео в сопровождении оруженосцев явился предложить гвельфам мир. На возражения Капеллио, что мир заключали и нарушали тысячу раз, Ромео предлагает скрепить его браком с Джульеттой. Капеллио клянется, что никогда не породнится с убийцей сына, которого теперь заменит ему Тибальт, и будет продолжать жестокую борьбу до самой смерти. Ромео призывает на всех Капулети гнев небес — они готовы залить родину потоками крови.

Комната Джульетты. В свадебном наряде она чувствует себя жертвой, влекомой на заклание. Джульетта живет лишь ожиданием встречи с Ромео, изгнанным из Вероны. Входит Лоренцо. Открыв потайную дверь, он впускает Ромео, который умоляет Джульетту бежать. Она отказывается: ради Ромео она готова пожертвовать жизнью, но ее побег обесчестит отца. Издалека доносится праздничная музыка. Джульетта в страхе: что, если войдет отец? Ромео не в силах ее покинуть, пусть отец убьет его или он отца. Наконец, побежденный мольбами Джульетты, Ромео убегает.Праздник во дворце Капеллио. Нарядные дамы и кавалеры радуются ночной тишине, сменившей звон оружия бурного дня. Но покой недолог. Вбегает переодетый гвельфом Ромео. Лоренцо пытается его остановить, но тот полон решимости отбить возлюбленную у соперника: в город тайно проникают вооруженные гибеллины, свадьба закончится резней. Звуки труб призывают к оружию, гости в смятении: ворвались Монтекки. Ромео бросается на поиски Тибальта. Шум стихает. В опустевший дворик выходит Джульетта. Она в отчаянии; из-за нее вновь льется кровь. Ромео хочет увлечь ее за собою, но путь ему преграждают Капеллио и Тибальт с воинами. Джульетта умоляет о пощаде, Ромео обнажает шпагу; слышатся голоса приближающихся Монтекки. Влюбленные прощаются: в этой жизни им больше не встретиться. Тщетно Лоренцо пытается остановить кровопролитие.

Джульетта в своей комнате прислушивается к удаляющемуся шуму схватки. Лоренцо сообщает, что Ромео спасся, но она должна отправиться во дворец Тибальта. Лоренцо готов помочь: он даст ей напиток, который погрузит ее в сон, подобный смерти, и она очнется на кладбище. Джульетта в ужасе: в склепе она окажется рядом с телом брата, убитого Ромео. Однако, увидев входящего отца, выпивает напиток. Джульетта умоляет Капеллио о прощении, пусть его гнев и ярость стихнут перед лицом смерти. Он отталкивает дочь, и она, поддерживаемая Лоренцо, удаляется.

Пустынное место вблизи от дворца Капеллио. Ромео в одиночестве томится в ожидании Лоренцо. Появляется Тибальт, соперники обнажают оружие, но их останавливает траурное пение. По галерее дворца движется похоронная процессия, оплакивающая Джульетту. Ромео обвиняет Тибальта в ее смерти и готов его убить. Но Тибальт тоже предается отчаянию и отказывается от поединка: все равно его убьет скорбь.

Семейное кладбище Капулети. Родные окружают гроб Джульетты, украшая его цветами. Когда они удаляются, вместе с друзьями приходит Ромео. Они открывают гроб, и Ромео с рыданиями бросается к нему. Оставшись один, он склоняется над Джульеттой и внезапно слышит ее вздох. Она поднимается и торопит любимого бежать. Но он, принявший яд, теряет силы. Джульетта требует у Ромео кинжал и яд, а когда он умирает, падает мертвой рядом. Вошедшие Монтекки, Капеллио и Лоренцо застывают при виде двух тел. На недоуменный вопрос Капеллио Лоренцо называет убийцу: это он, жестокий отец.

А. Кенигсберг


КАПУЛЕТИ И МОНТЕККИ (I Capuleti ed i Montecchi) — музыкальная трагедия В. Беллини в 2 д., либретто Ф. Романи. Премьера: Венеция, театр «Ла Фениче», 11 марта 1830 г.; в России — Одесса, силами итальянской антрепризы, 19 декабря 1834 г.; на русской сцене — Петербург, Большой театр, 17 февраля 1837 г.

В основе оперы — мотивы новеллы М. Банделло и трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Родовая вражда, первопричина гибели главных героев, у Беллини становится враждой политической: Капулетти сделались гвельфами (сторонниками Римского Папы), а Монтекки — гибеллинами (приверженцами германского императора). Ромео любит Джульетту, но убивает ее брата. Возникает конфликт между любовью и долгом. Чтобы помешать браку Джульетты с Тибальдом, сторонники Монтекки врываются в Верону. Возникает опасность гражданской войны. Гибель обоих любовников прекращает распрю.

Беллини стремился создать произведение, которое утверждало бы необходимость единства Италии (в ту пору она находилась под австрийским владычеством, а свободные от чужеземного гнета области представляли собою карликовые феодальные княжества, раздираемые противоречиями). Любовь Ромео и Джульетты, погибших в результате раздоров, отсутствие внутреннего единства в стране получают в опере особый, углубленный смысл. Беллини и его либреттист изъяли из сюжета все, что в трагедии Шекспира не отвечало их трактовке, то есть характерные образы, в том числе Меркуцио. Однако как ни выразителен суровый и мрачный фон действия, всего сильнее у Беллини стихия любви. Она овеяна дымкой печали и меланхолии, лишь в дуэтах героев поднимаясь до страстного воодушевления.

На русской сцене опера впервые была поставлена в 1837 г. с А. Воробьевой в партии Ромео, написанной для контральто. Великая певица и артистка не только победила сценическую условность, но и создала ярчайший образ мужественного воина (Ромео — вождь гибеллинов) и пламенного любовника. В сценической истории этой оперы она как исполнительница Ромео стоит рядом с Дж. Пастой. В XX веке примечательны постановки в миланском театре «Ла Скала» (1960, 1965, 1985), в Люцерне (1974), Токио (1981), Лондоне (1984, 1992), Париже (1996, на сцене «Опера Бастий»; В. Казарова — Ромео). Спектакль «Ла Скала» был показан в 1989 г. на гастролях в Москве (режиссер П. Л. Пицци).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова