Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Доницетти «Лукреция Борджа»

Lucrezia Borgia

31.05.2011 в 12:24.

Лукреция Борджа

ЛУКРЕЦИЯ БОРДЖА (Lucrezia Borgia) — опера Г. Доницетти в 2 д., либретто Ф. Романи по одноименной трагедии В. Гюго. Премьера: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1833 г.; в России — Одесса, силами итальянской антрепризы, 4 ноября 1843 г.; Петербург, Большой театр, силами Императорской итальянской оперы, 6 ноября 1844 г.; на русской сцене — Москва, Большой театр, 19 декабря 1847 г.; Петербург, Театр-цирк, 27 декабря 1855 г. (Д. Леонова — Лукреция, И. Сетов — Дженнаро, С. Артемовский — Герцог).

Лукреция Борджа — дочь папы Александра VI, женщина редкой красоты, была орудием политических целей своего отца и брата Чезаре. Имя ее окружено множеством легенд, представляющих ее чудовищем порока, но, как показали разыскания современных историков, в действительности Лукреция мало чем отличалась от многих своих современниц.

Молодой дворянин Дженнаро встречает неизвестную красавицу, не зная, что это Лукреция Борджа, и не подозревая о том, что он ее сын. Материнское чувство заставляет Лукрецию оберегать Дженнаро, и это вызывает ревность ее мужа, герцога Феррарского. Герцог велит убить юношу, но Лукреция спасает сына. Желая отомстить своим врагам, она приглашает их на ужин и угощет отравленными яствами и винами. К своему ужасу, коварная видит среди гостей и Дженнаро. Тщетно пытается она спасти его снова. Он умирает, узнав перед смертью, что Лукреция — его мать.

В. Гюго, возмущенный искажением пьесы при переделке ее в либретто, обратился в суд, чтобы защитить свои авторские права, и выиграл процесс. Опера некоторое время шла в Париже под названием «Ренегат», действие ее было перенесено в Турцию, имена героев изменены. Однако позднее «Ренегат» снова превратился в «Лукрецию Борджа». Слава Доницетти в значительной мере связана с успехом, который принесла ему эта опера. Музыка ее полна драматизма, патетики, ярко театральна, хотя, как и в других произведениях Доницетти, здесь немало бледных страниц и самозаимствований. Эффектная, дающая простор певческому искусству исполнительницы, богатая виртуозной колоратурой заглавная партия привлекала многих выдающихся певиц. Драматический стиль «Лукреции» сказался на ранних произведениях Верди.

Опера неоднократно ставилась и в XX веке. Среди лучших исполнительниц заглавной партии — Дж. Сазерленд и М. Кабалье.

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова