Опера Штрауса «Ариадна на Наксосе»

Ariadne auf Naxos

12.01.2011 в 13:48.
Рихард Штраус / Richard Strauss

АРИАДНА НА НАКСОСЕ (Ariadne auf Naxos) — опера Р. Штрауса в 1 д. с прологом, либретто Г. фон Гофмансталя. Премьера 1-й редакции (в 1 д.): Штутгарт, 25 октября 1912 г., под управлением автора, режиссер М. Рейнхардт; 2-й редакции (в 1 д. с прологом) — Вена, 4 октября 1916 г., под управлением Ф. Шалька (в партии Композитора — Л. Леман).

В доме некоего богача (в него превращен мольеровский Журден) должно состояться представление трагической оперы «Ариадна на Наксосе», сочиненной молодым композитором (его партия написана для сопрано). Хозяин, ничего не смыслящий в искусстве, заказал для развлечения гостей и веселый дивертисмент, в котором будет участвовать танцовщица Зербинетта. Композитор и певцы в полном смятении оттого, что к трагедии примешивается буффонада. В довершение всего хозяин дома отдает приказ исполнить трагическую оперу и бурлеск одновременно. Плутовка Зербинетта, вскружившая голову композитору, убедила его согласиться. Начинается представление. На пустынном острове, покинутая Тезеем, горько тоскует Ариадна. Тщетно пытаются ее утешить наяды, дриады и Эхо — она безутешна и призывает Гермеса, посланца смерти. Появляется Зербинетта со своими комедиантами и развлекает Ариадну, показывая ей в комических сценах, как женщины должны обходиться с мужчинами. В этом представлении участвует и Арлекин. На корабле к острову прибывает Вакх, бежавший от искушений волшебницы Цирцеи. Ариадна сперва принимает его за Гермеса, однако поцелуй Вакха возрождает ее к новой жизни. В финале оперы любовный дуэт Ариадны и Вакха контрапунктически сочетается с буффонной сценой Зербинетты.

А. Гозенпуд

Первая постановка оперы успеха не имела. В дальнейшем спектакль неоднократно переделывался (2-я ред. 1916, Вена). В настоящее время опера в видоизмененном виде приобрела большую популярность. Сочинение отражает поворот композитора от экспрессионизма к неоклассицизму, что в той или иной степени характерно для многих мастеров 20 в. Партия Зербинетты считается одной из труднейших в сопрановом репертуаре.

Е. Цодоков

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова