Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Штрауса «Ариадна на Наксосе»

Ariadne auf Naxos

12.01.2011 в 13:48.

Рихард Штраус / Richard Strauss

АРИАДНА НА НАКСОСЕ (Ariadne auf Naxos) — опера Р. Штрауса в 1 д. с прологом, либретто Г. фон Гофмансталя. Премьера 1-й редакции (в 1 д.): Штутгарт, 25 октября 1912 г., под управлением автора, режиссер М. Рейнхардт; 2-й редакции (в 1 д. с прологом) — Вена, 4 октября 1916 г., под управлением Ф. Шалька (в партии Композитора — Л. Леман).

Замысел этого произведения был обусловлен желанием Штрауса выразить признательность М. Рейнхардту за помощь в постановке Кавалера розы. У композитора возникала мысль об опере на сюжет «Мещанина во дворянстве» Мольера, однако в итоге эта комедия оказалась в либретто лишь рамой основного действия. Миф об Ариадне, покинутой Тезеем и встреченной Вакхом, превратился в предлог для своеобразной пародийно-стилизованной реставрации спектакля XVII—XVIII вв., сочетающего формы оперы-сериа и буффа. Этот замысел, принадлежавший Гофмансталю, не мог привести к удаче. Спектакль успеха не имел, и Штраус позднее подверг оперу коренной переработке.

В доме некоего богача (в него превращен мольеровский Журден) должно состояться представление трагической оперы «Ариадна на Наксосе», сочиненной молодым композитором (его партия написана для сопрано). Хозяин, ничего не смыслящий в искусстве, заказал для развлечения гостей и веселый дивертисмент, в котором будет участвовать танцовщица Зербинетта. Композитор и певцы в полном смятении оттого, что к трагедии примешивается буффонада. В довершение всего хозяин дома отдает приказ исполнить трагическую оперу и бурлеск одновременно. Плутовка Зербинетта, вскружившая голову композитору, убедила его согласиться. Начинается представление. На пустынном острове, покинутая Тезеем, горько тоскует Ариадна. Тщетно пытаются ее утешить наяды, дриады и Эхо — она безутешна и призывает Гермеса, посланца смерти. Появляется Зербинетта со своими комедиантами и развлекает Ариадну, показывая ей в комических сценах, как женщины должны обходиться с мужчинами. В этом представлении участвует и Арлекин. На корабле к острову прибывает Вакх, бежавший от искушений волшебницы Цирцеи. Ариадна сперва принимает его за Гермеса, однако поцелуй Вакха возрождает ее к новой жизни. В финале оперы любовный дуэт Ариадны и Вакха контрапунктически сочетается с буффонной сценой Зербинетты.

Несмотря на то что в партитуре мастерство Штрауса проявилось в полном блеске, произведение оказалось несколько поверхностным. Смешение буффонады и трагического привело к снижению и пародированию не столько старых оперных форм (к этому стремился композитор), сколько чувства вообще. Самодовлеющая игра в театр на театре не увлекла слушателей. В жертву этой игре принесены были и комедия Мольера, и поэтический миф об Ариадне. 2-я редакция оперы первоначально также не завоевала большого успеха. Позднее Гофмансталь переделал текст, восстановив ряд эпизодов комедии Мольера; музыка Штрауса, дополненная фрагментами произведений Люлли, сопровождала это представление (Вена, 1918). Композитор создал оркестровую сюиту «Ариадна на Наксосе», часто исполняемую в концертах.

В последние десятилетия опера часто ставится в разных странах: Нью-Йорк (1985, Дж. Норман — Ариадна), Милан (сезон 1983/84 г., дирижер В. Заваллиш; Э. Груберова — Ариадна), Лондон (1985, К. Баттл — Зербинетта), Париж (1993, театр «Опера-комик»; К. Гуффштодт — Ариадна), Вена (1995, Н. Дессей — Зербинетта), Бремен (1996), Петербург (Мариинский театр, премьера — 2 февраля 2004 г.) и т. д.

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова