Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Прокофьева «Любовь к трём апельсинам»

The Love for Three Oranges

12.01.2011 в 14:55.

ЛЮБОВЬ К ТРЁМ АПЕЛЬСИНАМ — опера С. Прокофьева в 4 д. (10 к.) с прологом, либретто композитора по одноименной драматической сказке К. Гоцци. Премьера: Чикаго, 30 декабря 1921 г.. (на французском языке); на русской сцене — Ленинград, Театр оперы и балета, 18 декабря 1926 г.; Москва, Большой театр, 19 мая 1927 г., под управлением Н. Голованова.

Замысел оперы возник под воздействием В. Мейерхольда, который в 1914 г. переработал совместно с В. Соловьевым и К. Вогаком сценарий фьябы (пьесы-сказки) Гоцци. Этот сценарий был опубликован в 1-м выпуске театрального журнала «Любовь к трем апельсинам», который Прокофьев взял с собой, уезжая в Америку. Там и была написана опера.

Пьеса Гоцци, продукт ожесточенной театральной полемики, была переосмыслена Мейерхольдом и Прокофьевым. Высмеивая обветшалые формы и каноны старой оперы, композитор прежде всего утверждает животворную силу смеха, радость жизни, фантазии. Видеть в произведении Прокофьева лишь полемическое отрицание неверно. Пародия в данном случае служит утверждению положительного начала.

Сын сказочного Короля Треф болен. Вылечить его может только смех. Труффальдино — человек, умеющий смешить, олицетворение могучей власти народного сценического искусства — должен помочь больному. Однако враждебные силы хотят помешать выздоровлению принца. На трон Короля Треф претендуют принцесса Клариче и влюбленный в нее первый министр Леандр, покровительствуемые злой феей Фатой Морганой. Принцу же помогает маг Челий. Труффальдино во время праздника пускает в ход различные приемы, чтобы развеселить больного. Смех Принца вызывает падение старушки — это сама Фата Моргана. Она проклинает принца, внушая ему любовь к трем апельсинам, что неизбежно должно привести его к гибели.

При помощи Челия принцу и Труффальдино удается похитить три волшебных апельсина у страшной Кухарки. В одном из них находится принцесса Нинетта, и принц влюбляется в нее. Однако злая Смеральдина, подосланная Морганой, с помощью волшебной булавки превращает принцессу в крысу, а сама занимает место Нинетты. Принц в отчаянии. В день свадьбы к Нинетте возвращается человеческий облик, и принц женится на ней. Злодейства Леандра, Клариче и Смеральдины раскрыты, но Моргана спасает своих слуг от гибели.

Основное действие оперы сопровождается и прерывается параллельным: персонажи пролога — чудаки, комики, трагики — непрестанно вмешиваются в события, комментируют их, помогают попавшим в беду героям. Введение этих персонажей не столько связано с формами условного театра («Балаганчик» Блока и др.), сколько объясняется театральной природой замысла: спор о том, каким быть искусству — бездумно веселым, трагическим или лирическим,— ведут и носители основного действия, и комментирующие его «зрители».

Музыка Прокофьева, остроумная, изобретательная, ритмически острая, сочетает гротеск и лирику. Вокальные партии носят преимущественно декламационный характер. Оркестровые эпизоды — марш и скерцо — получили самостоятельную концертную жизнь.

«Любовь к трем апельсинам» ставилась в ленинградском Малом театре оперы и балета (1964), в петербургском Мариинском (1991, под управлением В. Гергиева), в московском Большом (1997, режиссер П. Устинов). За рубежом выделяются спектакли в Берлине (1968, театр «Комише опер», режиссер В. Фельзенштейн), Милане (1974, театр «Ла Скала», режиссер Дж. Стрелер) и Мюнхене (1991, режиссер Ю. Любимов).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова