Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Мейербера «Африканка»

L'Africaine

12.01.2011 в 11:54.

АФРИКАНКА (L'africaine) — большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба, Ф. Фетиса и др. Впервые поставлена после смерти композитора; премьера: Париж, Императорская академия музыки, 28 апреля 1865 г.

Действующие лица:

  • Селика (сопрано)
  • Дон Диего, адмирал (бас)
  • Инес, его дочь (сопрано)
  • Васко да Гама (тенор)
  • Дон Альвар (тенор)
  • Нелуско (баритон)
  • Дон Педро, президент португальского Королевского Совета (бас)
  • Великий инквизитор (бас)
  • Верховный брамин (бас)
  • Анна, наперсница Инее (меццо-сопрано)
  • Докладчик, члены Совета, моряки, солдаты, служанки Инес, жрецы, индийцы

Действие происходит в Лиссабоне, на корабле и одном из островов восточного берега Африки на рубеже XV—XVI веков.

Джакомо Мейербер (Giacomo Meyerbeer)

В зале португальского Королевского Совета Инес тревожно обсуждает со своей наперсницей Анной причину ее вызова сюда. Дон Диего сообщает, что король избрал ей супруга — дона Педро. Инес, любящая Васко да Гаму, горячо возражает. В зале появляются члены Совета во главе с доном Альваром и Великим инквизитором. После краткой молитвы вводят Васко, который рассказывает о гибели флота, посланного в Индию во главе с адмиралом Диасом, и просит снарядить корабль, обещая открыть новые владения для португальской короны. Его слова встречают насмешками, но Васко приказывает доставить двух захваченных им в Африке рабов, которые подтвердят его слова о богатых неведомых странах. Это Селика и влюбленный в нее Нелуско. От них требуют сказать, откуда они родом, поскольку видно, что они — не африканцы, но они гордо отказываются. После долгого, бурного разбирательства, члены Совета объявляют Васко, что его предложение отвергнуто, и он будет казнен за дерзость.

Васко томится в тюрьме. Полюбившая мореплавателя Селика хранит его сон, напевая колыбельную. Нелуско хочет убить соперника, но Селика видит в Васко спасителя, который избавил их от плена Она будит узника. Вознося моления Браме, Нелуско уходит. Васко мечтает о любимой Инес, о славе открывателя новых земель. Он намечает путь по карте, Селика подсказывает ему, куда нужно плыть, чтобы избежать гибели у опасных берегов и попасть на чудесный остров, полный сказочных богатств, — ее родину, ее царство. В восторге Васко говорит девушке, что душа его полна благодарности, что он любит ее любовью друга, но Селика понимает его слова как признание в иных, не дружеских чувствах. Она счастлива. В этот момент появляются Инес с Анной, дон Педро и дон Альвар. Дон Педро призывает невесту убедиться, что Васко любит Селику. Инее принесла приказ об освобождении, которое она вымолила для любимого. Васко клянется в любви к Инес. Селика в отчаянье. Инес тоже: ведь приказ она купила ценой обещания выйти замуж за дона Педро. Тот торжествует — не только Инес будет принадлежать ему, он станет во главе эскадры. Да Гама возмущен: плоды его трудов, проложенные им карты передадут другому, сопернику! Нелуско тайно обещает дону Педро помощь.

Корабль дона Педро. Одновременно видны палуба, каюты Инес и дона Педро. В каюту Педро входит дон Альвар, прибывший из Лиссабона, чтобы сообщить о предательстве Нелуско. Два корабля из трех, составивших эскадру дона Педро, уже погибли на скалах. Педро не хочет верить этому. Вбежавший Нелуско кричит, что близится буря, которая погубит корабль, если он не повернет к северу. Дон Педро дает команду плыть на север. Торжествующий Нелуско возвращается на палубу. По просьбе матросов он рассказывает им легенду, в которой пророчит всем гибель. Вдали видно португальское судно. Это Васко да Гама. Он предупреждает дона Педро об опасности: его корабль находится там, где погибла эскадра Диаса. Дон Педро считает, что соперник обманывает его и приказывает расстрелять Васко. Но казнь не успевает свершиться: корабль разбивается о скалы. Нелуско призывает сынов Шивы свершить возмездие. Островитяне призывают Браму.

На острове, где царствует Селика, величественный индуистский храм, роскошный дворец, множество памятников. Верховный брамин клянется Брамой, Вишну и Шивой в верности царице. Нелуско требует, чтобы и она поклялась быть верной их законам, которые требуют, чтобы ни один чужестранец не осквернил их земли своей ногой. Все входят в храм. Появляется чудом спасшийся Васко. Его окружают островитяне, чтобы вести на казнь, но их останавливает Селика. Она объявляет, что Васко спас ее от рабской доли, и в благодарность получил ее руку. Нелуско подтвердит это. Нелуско должен солгать, чтобы спасти врага и соперника: отказать Селике он не в силах. Верховный жрец призывает скрепить брачный союз в храме. Туда направляется торжественная процессия. Селика и Васко остаются одни, и Васко слышит, что он свободен: в эту ночь или на рассвете он сможет бежать на свой корабль. Только теперь Васко узнает, что Селика любит его беззаветно и готова пожертвовать собой ради его спасения. Он говорит, что не покинет ее. Селика счастлива. Великий брамин благословляет их.

В сады царицы солдаты приводят Инес. Теперь она — рабыня Селики. Царицу разрывает скорбь. Хотя Васко — ее супруг и не нарушит клятвы верности, сердце его принадлежит другой. Она приказывает Нелуско отвезти Васко и Инес на корабль.

Селика приходит на оконечность мыса. Здесь растет дерево мансанилл, аромат цветов которого приносит смерть. Глядя вдаль, на виднеющийся корабль да Гамы, она вдыхает ядовитый аромат. Вбегает Нелуско: он хочет спасти царицу, но она не может жить без любимого. Толпа индийцев появляется на мысу, но боится приблизиться к ядовитому дереву. Один Нелуско остается рядом с телом Селики и умирает у ее ног.

Л. Михеева


В поисках новых сюжетов и среды, которые могли бы вызвать интерес зрителей, композитор и либреттист обратились к экзотике. Они верно почувствовали, что в пору колониальной экспансии XIX в. история Васко да Гамы (ХV-ХVI вв.), проложившего путь в Индию, весьма актуальна. Для характеристики беззаботного отношения либреттиста и композитора к истине можно указать, что, хотя опера названа «Африканка», героиня ее — индианка.

На сцену выводятся два основных представителя индийцев: верная, любящая Селика (ей отданы симпатии авторов) и мятежный, коварный, ненавидящий белых Нелюско. Селика любит Васко да Гаму, но его сердце принадлежит белой женщине, донне Инес. Селика жертвует своим счастьем, не находя сил пережить разлуку с любимым. В то время как корабль Васко да Гамы удаляется, увозя его в Португалию, она вдыхает аромат ядовитой мансаниллы (если верить Скрибу и Мейерберу, так обычно кончают жизнь самоубийством в Индии или Африке).

В «Африканке» налицо привычные атрибуты «большой оперы». Вместе с тем в музыке заметны поиски новых средств выражения и новых развитых драматических форм. Как обычно у Мейербера, опера изобилует эффектными вокальными номерами. В известной мере она предваряет появление "Аиды". Но произведение Мейербера обращено в прошлое, Верди — в будущее.

В России «Африканка» была впервые поставлена в 1866 г. в Петербурге итальянской труппой, на русской сцене — в 1882 г. там же в Мариинском театре (премьера — 13 октября); в 1883-м — в московском Большом театре (премьера — 9 января). В главных партиях выступали многие выдающиеся певцы. Однако слава Мейербера уже клонилась к закату, и «Африканка» не заняла прочного места в русском репертуаре.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова