Знаменный распев
12.01.2011 в 15:35.Знамена, знаменное пение
Потребность записывать музыку опережала появление современной пятилинейной нотации. К ней пришли не сразу. Первоначальный же способ фиксации мелодии заключался в небольших знаках (знаменах по-старославянски), каждый из которых обозначал не звук (как позднейшая нота), а целую попевку или мотив. Эти знаки еще назывались крюками за характерную для них форму. Крюк так же относится к ноте, как иероглиф, изображающий целое слово, — к букве.
Знаменное пение представляет собой целый свод мелодий, сочиненных идеологами греческой церкви в конце первого тысячелетия. Эти мелодии имеют строгий гимнический характер. Они лежат в основе русской церковной музыки.
Долгое время они были единственной музыкой в церкви, которая не допускала никаких отступлений от ритуала. Однако волей-неволей мастера знаменного пения привносили в него элементы русской народной песни. В результате русский знаменный распев стал отличаться от первоначального греческого. Так же исподволь, постепенно, по инициативе музыкантов и вопреки охранительным догматам церковного руководства, стало появляться многоголосие. Основная мелодия знаменного напева стала "обрастать" подголосками, постепенно нащупывались гармонии.
В XVIII, XIX, XX веках знаменное пение в церкви стало играть все меньшую роль. В то же время им заинтересовались и стали использовать в своей музыке русские композиторы-классики (П. И. Чайковский, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Д. Кастальский, Н. Я. Мясковский), советские композиторы (Г. В. Свиридов, С. М. Слонимский, Р. К. Щедрин, А. Г. Шнитке, Ю. М. Буцко и др.).
М. Г. Рыцарева