Александр Зилоти (Alexander Siloti)
04.12.2010 в 13:35.Родился в родительском имении близ Харькова 27 сентября (9 октября) 1863 в дворянской семье (по материнской линии двоюродный брат С.В.Рахманинова). В восемь лет поступил в консерваторию в класс известного фортепианного педагога Н.С.Зверева (первого учителя Рахманинова и Скрябина); в 1875 перешел в класс директора консерватории Н.Г.Рубинштейна и быстро стал одним из лучших учеников; одновременно изучал теорию у П.И.Чайковского (впоследствии – его личный друг). После кончины Рубинштейна брал частные уроки у Ф.Листа. В 1887 женился на В.П.Третьяковой, дочери основателя Третьяковской галереи в Москве. В 1888–1891 вел класс фортепиано в Московской консерватории; до 1900 жил в Европе и приобрел широкую известность как солист-виртуоз. В 1901–1902, вернувшись в Россию, занимал пост главного дирижера московского Филармонического общества. С 1903 жил в Петербурге, где основал свои знаменитые симфонические и камерные концерты. В течение почти двух десятилетий «Концерты А.Зилоти» находились в центре музыкальной жизни столицы; с ними был связан расцвет деятельности музыканта, пианистической и дирижерской.
Репертуар Зилоти как пианиста и дирижера отличался необычайной широтой, включал множество современных произведений. Его фортепианной игре были присущи гармоническая ясность, классическая строгость и изящество звуковой палитры. Как дирижера пресса оценивала его более критически, отдавая, однако, дань грандиозному просветительскому размаху составляемых им программ. Зилоти был великолепным организатором: так, во время учения у Листа он создал Листовское общество; живя в 1880-е годы в Лейпциге, организовал концерты Чайковского в Гевандхаусе; Зилоти был единоличным менеджером своих концертных циклов. С 1915 он начал проводить общедоступные и бесплатные народные концерты. Антреприза «Концерты А.Зилоти» (как и возникшая позже другая частная антреприза – «Концерты С.Кусевицкого») выступала противовесом весьма академизировавшейся к этому времени деятельности основной концертной организации страны – Императорского русского музыкального общества (ИРМО). Зилоти считал, что его концерты должны знакомить слушателей с любыми новыми течениями в искусстве, независимо от их особенностей и от его собственных вкусов. Отдельной его заслугой является постоянная популяризация в России творчества Баха – как его клавирных и камерных произведений, так и оркестровых циклов и кантат; страстный листианец, он часто включал в программы сочинения Листа, одним из первых познакомил Петербург с Брукнером и Р.Штраусом, много исполнял французских современных авторов (Дюка, Шоссон, Равель и др.). После 1911 он постоянно включал в программы произведения Скрябина, а затем и Стравинского, Метнера, Прокофьева, Мясковского; в его концертах принимали участие крупнейшие русские и зарубежные солисты и дирижеры.
После Февральской революции Зилоти был избран управляющим труппой Мариинского театра. В конце 1919 через Финляндию он эмигрировал в Германию, в 1922 – в США. С 1926 преподавал фортепиано в Джульярдской школе при Колумбийском университете. До глубокой старости выступал как пианист, особенно часто с произведениями Листа. Умер Зилоти в Нью-Йорке 8 декабря 1945.
Энциклопедия Кругосвет