Опера Александра Серова «Вражья сила»
12.01.2011 в 12:37.Опера русского композитора Серова (1871, Петербург), в 5 д. Либретто А. Островского (совместно с П. Калашниковым и А. Жоховым) по его драме «Не так живи, как хочется».
Главные персонажи:
Илья (бас), Пётр (баритон), Даша (сопрано), Груня (меццо-сопрано), Вася (тенор), Ерёмка (бас).
1 действие.
Москва. 17 в. Грустно молодой купчихе Даше. Муж Петр разлюбил ее, не бывает дома. И даже отца не слушает. А у Петра все помыслы о красавице Груне. Пришедший в гости приятель Петра Вася выдает Даше тайну: это он познакомил Петра с Груней, своей зазнобушкой, и теперь жалеет об этом. Даша, оскорбленная, хочет уехать к родителям.
2 действие.
А на постоялом дворе у матери Груни веселье. Хозяйка и пьяный кузнец Ерёмка развлекают заезжих купцов. Груня поет песни. Случайно, от приезжих, оказавшихся родителями Даши, подслушав их разговор с дочерью, Груня узнает, что Петр обманул ее, назвавшись холостым.
3 действие.
Груня хочет отомстить Петру. Когда он ласково обращается к ней, то она поет ему песню, в которой намекает, что он женат. Узнав, что здесь была Даша, Петр взбешен. А когда он видит, как Груня ласкова с его приятелем Васей, совсем теряет голову.
4 действие.
На масленичном гулянии Петр и Ерёмка. Появляются Вася с Груней. Узнав, что это он выдал его тайну Даше, Петр набрасывается на Васю. Его связывают Под хохот гуляющих Груня насмехается над Петром. Еремка подбивает Петра избавиться от жены. Он приведет ее в лесную избушку ночью, если Петр не поскупится. В ужасе слушает его Петр, но желание быть с Груней сильнее разума. Сговор случайно подслушивает Вася.
5 действие.
Ночью Ерёмка приводит Дашу, которая думает, что муж заболел. Петр бросается на нее с ножом. Раздается звон бубенцов. Это едут Вася и родня Петра и Даши. Поздно. Она мертва. Петр со стоном падает к ногам отца.
Последняя опера Серова осталась незавершенной (окончена женой композитора и Н.Соловьевым). История создания ее непроста. У композитора появились разногласия с драматургом по поводу концовки оперы. Серов считал, что раскаяние Петра в финале необходимо устранить. Сотрудничество с Островским нарушилось.
Первая постановка успеха не имела. Затем, во многом благодаря таланту певцов (особенно Ф. Стравинского и Шаляпина в партии Еремки), пришел успех. Но в 20 в. произведение Серова не удержалось в репертуаре театров и ставилось редко. Отметим шаляпинскую постановку в 1920 (Петербург, дир. Похитонов).
Е. Цодоков