Анри Вьётан (Henri Vieuxtemps)
04.12.2010 в 13:34.Вьетан. Концерт. Allegro non troppo (Яша Хейфец) →
Родился в семье музыканта. С 5 лет обучался игре на скрипке. В 7-летнем возрасте выступил публично в концерте музыкального общества в Вервье, позднее с успехом играл в Брюсселе, Антверпене и других бельгийских городах. В 1828-31 учился у Ш. Берио в Париже, затем изучал гармонию у С. Зехтера в Вене, совершенствовался по композиции у А. Рейхи в Париже (1835). В Вене с большим успехом исполнил в 1834 скрипичный концерт Л. Бетховена, возродив интерес к этому (в то время забытому) произведению. В том же году выступал в Лондоне, где встретился с Н. Паганини.
В дальнейшей творческой биографии Вьетана большое значение имеют русские связи, начало которым положили его гастроли в 1838 в Петербурге и Москве. В России Вьетан жил в 1838-40, в 1845-52 работал придворным солистом в Петербурге, давал концерты во многих русских городах, выступал в качестве квартетиста, преподавал. Общение с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, В. Ф. Одоевским, А. Г. Рубинштейном, знакомство с русским искусством обогатили его творчество. Талант Вьетана достиг полной зрелости в России, где он завоевал исключительную популярность у русских слушателей.
Его игра увлекала художественной завершённостью, виртуозным размахом, пластичностью и красотой звука. В России Вьетан создал своё самое значительное произведение - 4-й концерт для скрипки с оркестром, «Фантазию аппассионату», многие пьесы на русские темы (обработки для скрипки и фортепиано романсов и песен А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, в т. ч. «Соловей», фантазия на темы оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского).
Покинув в 1852 Россию, Вьетан жил в Брюсселе, Франкфурте-на-Майне, Париже, совершая концертные поездки по США, странам Ближнего Востока. В 1860 вновь концертировал в Петербурге и Москве. После 1871 из-за болезни прекратил исполнительскую деятельность. Был профессором Брюссельской консерватории (1871-73), где у него занимался Э. Изаи; возглавлял Общество народных симфонических концертов в Брюсселе. В 1879 переселился в Алжир.
В историю музыкального исполнительства Вьетан вошёл как один из крупнейших художников-скрипачей романтического направления. Вместе с Ш. Берио и Изаи он составил триаду артистов, утвердивших мировое значение бельгийской национальной скрипичной школы.
Композиторское дарование Вьетана ценили Г. Берлиоз и П. И. Чайковский. Произведения Вьетана, отличающиеся мелодичностью, богато разработанной виртуозной фактурой, до сих пор входят в репертуар скрипачей. Значительнейшей вехой в развитии скрипичного виртуозного концерта являются 7 концертов Вьетана для скрипки с оркестром. В них композитор продолжил и развил жанр «большого» романтического скрипичного концерта, начало которому положил Н. Паганини.
Концерты Вьетана отличаются декламационной приподнятостью стиля, яркими драматическими контрастами, декоративной красочностью письма, масштабностью виртуозной партии скрипки соло, насыщенностью оркестрового сопровождения. Вьетан написал множество небольших скрипичных пьес, этюды и другие произведения (в т. ч. 2 концерта для виолончели с оркестром).