Венская классическая школа
12.01.2011 в 23:06.Венские классики
— Честно говоря, чаще можно услышать о венских вальсах или прочитать о существовании венских стульев, чем о венских классиках. Кто они?
— Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.
— Эти-то имена хорошо знакомы. А что, нужно говорить "венский классик Моцарт"?
— Нет, просто классик.
—А почему венский?
— Потому что главные периоды творчества венских классиков связаны с Веной и приходятся на одну эпоху: вторую половину XVIII — первую четверть XIX века.
— Это и есть то, что их объединяет?
— Да, но принадлежность к городу — это не паспортная прописка. Это острая духовная потребность жить в нем, общаться с его жителями, потреблять и приумножать его культуру и искусство. Свойство крупных культурных центров — притягивать к себе художников. Это создает особую питательную среду для талантов, которые учатся друг у друга, соревнуются. Возникает высокий уровень художественности.
— Почему именно Вена и именно в эту эпоху оказалась таким духовно богатым городом?
— Вена — одна из жемчужин Европы. Расположенная на важном торговом пути между Прибалтикой и Центральной Европой, соединяющая их со Средиземноморьем, она многонациональна, приветлива и необычайно красива. Ее архитектурная красота простирается на весь образ жизни. Вена славится производством самых красивых вещей быта — мебели, гобеленов, одежды, обуви и т. д. О том, как окружающая нас красота благотворно действует на людей, тем более художественного склада, — говорить излишне.
— Видимо, и музыка хорошо себя чувствует в этом городе?
— Между прочим, на слух не так просто отличить Моцарта от Гайдна. Да и вообще, когда слушаешь музыку того времени, всегда думаешь, что это Моцарт. А потом объявляют: то Гайдн, то Паизиелло, то Бортнянский, то Мысливечек.
— Ну если честно, то и в музыке других эпох мы часто путаемся. То не отличим Баха от Генделя, то Листа от Шопена, то Прокофьева от Бартока. Но это наблюдение верно. Моцарт действительно — центральная фигура XVIII века. И в то же время тогда, пожалуй, об индивидуальности стиля композитор заботился меньше.
— Чем отличаются друг от друга Гайдн, Моцарт, Бетховен?
— Это пусть они сами расскажут своей музыкой. Имеющий уши да услышит. Познакомьтесь с их симфониями, например. Правда, у Гайдна их 104, у Моцарта — 41, а у Бетховена — 9, не так просто их узнать, да все и необязательно. Но прослушав хотя бы по десять сочинений каждого из этих композиторов, пусть это будут сонаты, квартеты, инструментальные концерты, мессы, — вы уже на слух начнете различать.
— А оперы и балеты?
— Есть по одному балету у Бетховена ("Творения Прометея") и у Моцарта ("Безделушки"). В то время жанр балета был не столь развит, как столетием позже. Оперы же есть у каждого из венских классиков, но занимают в их творчестве различное положение.
— Никогда не слышал словосочетания "опера Гайдна". Обычно симфония, соната, квартет.
— Однако он написал 24 оперы, хотя исполняются они крайне редко. Гайдн писал оперы для камерного театра князя Эстергази, и они не вошли в общеевропейский репертуар. Другое дело Моцарт. У него тоже много опер (17), и не все они выжили, но среди них Дон-Жуан, Свадьба Фигаро, Волшебная флейта, Похищение из сераля и другие, тоже популярные.
— А что Бетховен?
— У него одно "дитя" в этом жанре — героическая опера Фиделио. Он мучительно писал ее, переделывал, но она вошла в мировую оперную сокровищницу.
— Значит, все-таки венские классики писали преимущественно инструментальную музыку. С чем это связано?
— К этому времени усовершенствовался инструментарий и соответственно оркестр, откристаллизовались многие музыкальные формы, которые они широко использовали, совершенствовали и развивали. Формы сонатного аллегро (см. статьи Аллегро и Соната), вариаций, рондо и др. — это универсальные и емкие схемы, одинаково пригодные для беззаботной пасторали и страстного романтического взрыва чувств, нежной лирики и отважной героики. И каждый из этих великих мастеров владел всей "палитрой", но имел, конечно, излюбленные сферы: Гайдн — жанрово-танцевальную, комическую, Моцарт — лирико-драматическую, Бетховен — героическую.
Наконец, философия и мировоззрение эпохи Просвещения, Великой французской революции - порождали в них рационализм, веру в просвещение и цивилизацию, в добро и гуманизм. Все это воплощалось в стройной красоте музыки, лаконизме, ясности и простоте мелодики, в отточенности и логике всей музыкальной конструкции.
— Все, что вы назвали, свойственно классицизму как стилю в искусстве. Эти композиторы — классики или классицисты?
— То и другое. Классики, потому что их музыка осталась в веках. Классицисты, потому что они и не могли быть другими в эту эпоху, на них безусловно влияла философия теоретика классицизма Г. Э. Лессинга. Но одновременно возникло и течение Бури и натиска (Sturm und Drang), возглавленное философом И. Г. Гердером. Оно взрывало гармоничность классицизма, подготавливая романтизм.
— Можно ли кратко сформулировать, в чем суть творчества венских классиков?
— В том, что, отбирая из общей копилки музыкального стиля своей эпохи интонации, гармонии, формы и даже образы, каждый из них остался неповторимой индивидуальностью, не желающей укладываться ни в какие схемы, как бы ни было удобно потомкам разложить их всех "по полочкам".
М. Г. Рыцарева