Ральф Воан-Уильямс

22.03.2012 в 10:54.
Ральф Воан-Уильямс (Ralph Vaughan Williams)

«Английский музыкальный ренессанс» – так называют период XIX – первой половины ХХ вв. в истории британского искусства. Если прежде Великобританию в других странах (в особенности в Германии) высокомерно именовали «страной без музыки», то теперь в Англии появляется ряд композиторов мирового значения, и один из них – Ральф Воан-Уильямс.

Будущий композитор родился в Глостершире в семье викария. Предки его по отцовской линии были священниками и юристами, мать приходилась племянницей Чарльзу Дарвину. Ральфу было три года, когда умер отец, и дети вместе с матерью переехали в Суррей. Гувернантка, занимавшаяся воспитанием детей, прививала им прогрессивные философские и общественные воззрения – в полном согласии с позицией матери. Однажды Ральф спросил мать о теории Дарвина, вызывавшей в то время множество споров, и она ответила: «Библия говорит, что Бог сотворил мир за шесть дней, дядя Чарльз считает, что это заняло больше времени. Но нам не нужно беспокоиться об этом, так как это одинаково хорошо в любом случае».

В пятилетнем возрасте Ральф начал обучаться фортепианной игре у своей тети Софи Веджвуд. В скором времени он создал свое первое произведение – пьесу для фортепиано в четыре руки. Впрочем, фортепиано ему не очень нравилось, и через год он начал осваивать скрипку. Музыкальные занятия продолжались в школе. В 1888 г. шестнадцатилетний композитор организовал в школе концерт, на котором в числе прочих произведений было исполнено его Фортепианное трио соль мажор (впоследствии утраченное) – сам автор исполнял партию скрипки.

В те годы Воан-Уильямс всё в большей степени отходил от религиозной веры, некоторое время был атеистом, потом перешел к агностицизму. Несмотря на это, он на всю жизнь сохранил любовь к Библии, ощущая ее красоту.

В 1890 г. Воан-Уильямс поступил в лондонский Королевский музыкальный колледж, где обучался композиции у Хьюберта Пэрри и игре на органе у Уильяма Перретта. Обучение в колледже было прервано на несколько лет, когда Ральф – по желанию семьи – учился в Кембриджском университете, но одновременно продолжал брать уроки у Пэрри. По возвращении в колледж новым наставником его стал Чарльз Стэнфорд. Отношения между учителем и учеником были сложными: Стэнфорд отличался консервативностью, а Воан-Уильямс не желал следовать традициям его кумиров – Иоганнеса Брамса и Рихарда Вагнера.

Источником заработка для Воана-Уильямса была в то время работа церковного органиста. Особой любви к игре на органе он не питал, но эта служба позволила приобрести опыт работы с хором.

После завершения учебы в колледже Воан-Уильямс несколько месяцев провел в Берлине, где обучался у немецкого композитора Максима Бруха (обучение в Германии в то время было обычно для английских музыкантов). В 1899 г. он сдал экзамен на степень доктора музыки в Кембридже, а в 1901 г. этот титул был официально присужден ему. В следующем году в журнале «Вокалист» была напечатана его песня «Липовая роща» – это была первая публикация сочинения Воан-Уильямса. Наряду с сочинением музыки композитор в то время занимался написанием статей для музыкальных журналов. В 1903-1904 гг. он записывал народные песни в деревнях графства Норфолк.

Первое десятилетие ХХ века было для Воана-Уильямса временем становления зрелого стиля. Среди сочинений тех лет – «Норфолкская рапсодия № 1», камерные и хоровые сочинения. Уровень собственных навыков не удовлетворял композитора, он отправился в Париж, намереваясь учиться у Венсана д’Энди, но вместо этого стал учеником Мориса Равеля. «Мой единственный ученик, который не пишет мою музыку», – так говорил о нем Равель, однако влияние на ученика он всё же оказал: инструментовка Воана-Уильямса стала более легкой. Это заметно в сочинениях, написанных после возвращения из Парижа – Струнном квартете соль минор, Симфонии № 1 «Морской».

Признание пришло к композитору с исполнением «Фантазии на тему Томаса Таллиса» для струнного оркестра в 1910 г. Тогда же он начал работать над оперой «Хью-гуртовщик», которую завершил в 1914 г. Начало войны помешало ее постановке. Во время войны композитор служил сначала в санитарном корпусе, затем в артиллерии. В те годы погибли многие его друзья. Словно стремясь укрыться от ужасов войны, он создал в 1917 г. Симфонию № 3 «Пасторальную».

В 1919 г. – после демобилизации – Воан-Уильямс преподавал в Королевском музыкальном колледже, работал над книгой «Национальная музыка». В последующие два десятилетия он создал несколько опер («Влюбленный сэр Джон», «Отравленный поцелуй» и другие), концерты для фортепиано и для скрипки, множество хоровых сочинений (включая духовные), Симфонию № 4.

В годы Второй мировой войны композитор активно участвовал в общественной деятельности, создал музыку для пропагандистского фильма «49-я параллель». Самые значительные сочинения тех лет – Пятая и Шестая симфонии.

После войны Воан-Уильямс полностью посвятил себя созданию музыки. В 1951 г. была поставлена его последняя опера – «Путь пилигрима». Рецензии были одобрительными, но публика приняла ее холодно: «Они не хотят оперы без героини и любовных дуэтов», – с горечью констатировал композитор. В последние годы жизни композитор создал три симфонии, романсы на стихи Уильяма Блейка, Концерт для трубы. Ральф Воан-Уильямс ушел из жизни в 1958 г.

Произведения

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2025 Проект Ивана Фёдорова