Моисей Вайнберг (Moisey Weinberg)
04.12.2010 в 13:34.Родился 8 декабря 1919 г. в Варшаве в семье музыканта. С 1931 г. учился в Варшавской консерватории, окончил ее в 1939 г. по классу фортепиано Ю. Турчиньского. После нападения фашистской Германии на Польшу переехал в Советский Союз, принял советское гражданство. В 1941 г. окончил Минскую консерваторию по классу композиции В. Золотарева. С 1943 г. живет в Москве.
Талант М. Вайнберга глубок и своеобразен. О нем хочется сказать в первую очередь — сердечный. Как некая духовная и образная первооснова, как главенствующий тон, в его музыке звучит, трепещет удивительно доверчивая и нежная интонация. Но музыка от этого совсем не становится однообразной. Она отмечена широтой тематики и жанровых форм, богатством внутреннего содержания. В ней — тонкость и грация светлых лирических состояний, и суровые трагические всполохи, и философское раздумье. Эта музыка не блещет особой яркостью красок, ей чужды импозантность, внешний пафос. Ее сила, ее выразительность направлены скорее «во внутрь», а не «во вне». Отсюда ее «глубинность», сосредоточенность; такая музыка требует от слушателя напряженного внимания, активной работы мысли.
Творческая индивидуальность Вайнберга складывалась в русле различных стилистических влияний. Можно указать (особенно в ранних произведениях) на связи с творчеством Малера, Хиндемита, Бартока, отчасти Прокофьева. Но все же самое сильное и решающее воздействие оказал на композитора Д. Шостакович. Сам Вайнберг говорит, что первое знакомство с музыкой этого выдающегося композитора современности стало для него рубежным и определило весь его дальнейший творческий путь. Вайнберга часто называют представителем «школы Шостаковича», хотя по существу он у него никогда не учился. Это благотворное влияние надо понимать более широко — в плане не только творческом, но и этическом, даже личном. Вайнберг творит совершенно самостоятельно; он лишь исходит из общих с Шостаковичем художественных устремлений и принципов.
Перу Вайнберга принадлежат произведения различных жанров, преимущественно симфонические и камерные. Среди них — 10 симфоний, 2 симфоньетты, 4 инструментальных концерта (для скрипки, виолончели, флейты, трубы), 12 струнных квартетов, 20 сонат, свыше 100 романсов; «Реквием» и 4 кантаты; балеты — «В бой за родину», «Золотой ключик», «Белая хризантема»; музыка более чем к 40 кинофильмам и спектаклям.
«Пассажирка» — первая работа М. Вайнберга в оперном жанре. Это произведение очень органичное и характерное для композитора. Здесь и близкая ему польская основа сюжета, и дух интернационализма, и открытая антифашистская направленность. Несомненно, опера во многом была подготовлена сходными с ней по теме другими произведениями Вайнберга: восьмой («Цветы Польши») и девятой («Уцелевшие строки») симфониями, кантатой «Дневник любви», посвященной детям Освенцима, музыкой к пьесе В. Коростылева «Варшавский набат» (из нее, кстати, перешел в оперу вальс, получивший важное драматургическое значение). Либретто оперы написали А. Медведев и Ю. Лукин. За основу взята одноименная повесть польской писательницы Зофьи Посмыш. Эта повесть получила широкую известность, была переведена на многие языки. По ней были созданы кинофильм, телефильм, радиоспектакль; ее инсценировки с успехом шли в ряде театров Советского Союза.
Либретто оперы следует сюжетной канве повести. Сохранены все главные персонажи, их острейшие психологические столкновения, выразительно обыгран прием «переклички» времен — внешне безмятежного настоящего и страшного прошлого. Вместе с тем специфика оперы, законы музыкальной драматургии потребовали от авторов введения в либретто и существенных дополнений. Дополнения (полностью одобренные автором повести) таковы: в картины Освенцима введены новые действующие лица — русская учительница Катя, пожилая польская крестьянка Бронка, юная француженка Иветта, еврейка Хана, чешка Власта; один из героев повести — Тадеуш, жених Марты — представлен музыкантом (это дало композитору возможность создать сильнейшую кульминацию в сцене лагерного концерта), дан эпилог — обращение Марты к погибшим друзьям.
Музыка «Пассажирки» волнует глубокой правдивостью, точностью образных характеристик. Она исполнена резких контрастов: напряженные драматические сцены и светлая лирика, гротеск и трагедия. И при всем этом — строгое стилистическое единство, соподдиненность всех психологических поворотов действия, всех элементов формы и структуры. Музыка ярко воплощает героическую тему, воспевает волю, красоту и бессмертие человека.
Хочется привести слова композитора Г. Свиридова, сказанные после первого прослушивания «Пассажирки»: «Сочинение написано кровью сердца. Судьбою послан М. Вайнбергу жизненный путь, который дает ему право так писать. Своим рождением и личной трагедией композитор связан с Польшей, в образе Марты он воплотил дух польского народа. Эта опера не об ужасах Освенцима, но о людях, о судьбе мира. Она пронизана духом гуманизма, прекрасным духом интернационализма».
В 1970 г. Вайнберг закончил вторую оперу — «Белых яблонь дым».
Произведения
- Идиот (Вайнберг) (belcanto.ru) (06.07.2016 в 16:48)
- Пассажирка (Вайнберг) (belcanto.ru) (19.03.2024 в 22:35)
- Симфония No. 6 (Вайнберг) (belcanto.ru) (22.08.2024 в 19:59)
Публикации
- Сад камней (belcanto.ru) (24.09.2024 в 22:28)
- На Зальцбургском фестивале поставили последнюю оперу Вайнберга (belcanto.ru) (05.08.2024 в 00:49)
- «Пассажирка» в Баварской государственной опере (belcanto.ru) (19.03.2024 в 22:03)
- Шостакович играет Шостаковича (belcanto.ru) (02.08.2019 в 21:11)
- «Идиот» в Большом: июльский взгляд на февральскую премьеру (belcanto.ru) (17.07.2017 в 20:53)
- Ещё один рейс «Пассажирки»: 22 июня (belcanto.ru) (13.07.2017 в 00:54)
- «Пассажирка» Вайнберга: из Екатеринбурга в Москву (belcanto.ru) (27.03.2017 в 17:19)
- «Идиот» в Большом театре: о помыслах и домыслах (belcanto.ru) (02.03.2017 в 21:04)
- Первая театральная постановка «Пассажирки» Вайнберга в России (operanews.ru) (26.09.2016 в 22:31)
- «Идиот» Вайнберга в Мариинском театре (operanews.ru) (18.07.2016 в 15:17)
- Евангелие от Льва Мышкина (belcanto.ru) (12.07.2016 в 21:28)
- Премьера оперы Вайнберга «Идиот» в Мариинском театре (belcanto.ru) (06.07.2016 в 17:04)
- Владимир Федосеев: «В искусстве периодически наступают антракты» (belcanto.ru) (05.05.2016 в 18:39)
- К российской сценической премьере оперы Вайнберга (operanews.ru) (30.11.2015 в 21:21)
- Российская премьера «Пассажирки» Вайнберга состоится в Екатеринбурге (belcanto.ru) (16.04.2015 в 16:12)
- Энтони Фрейд: «Чем тяжелее время, тем важнее искусство» (operanews.ru) (15.09.2014 в 21:09)
- Николай Метнер: «Я никогда уже не стану эмигрантом» (belcanto.ru) (22.04.2014 в 21:07)
- «Летучий голландец» Вагнера и «Пассажирка» Вайнберга в Лондоне (operanews.ru) (06.11.2011 в 10:26)