Транскрипция
12.01.2011 в 13:05.Наверное, вам иногда приходилось слышать, как, объявляя очередной номер концертной программы, ведущий фортепианного вечера говорит: «Бах - Бузони. Чакона». Или: «Шуберт - Лист. Серенада». «Глинка - Балакирев. "Жаворонок"».
Что же это значит? Что Бах, Шуберт или Глинка написали объявленные произведения не самостоятельно, а с помощью соавторов? Нет, конечно. Речь в таких случаях идет не об оригинальных сочинениях, а о транскрипциях - переложениях, переработках музыкального произведения. В данном случае - о фортепианных транскрипциях скрипичного (Чакона) и вокальных произведений. Из этого можно сделать вывод, что транскрипция - это обработка, но не простая, элементарная, а виртуозная и притом «свободная».
Композитор, создающий транскрипцию какого-то сочинения, не придерживается строго оригинала, а распоряжается его музыкальными темами свободно, часто развивает их по-своему.
Обычно транскрипции пишут для своих инструментов те из исполнителей на них, которые обладают и композиторским даром. Так, замечательный скрипач США Хейфец любил делать скрипичные транскрипции оперных отрывков.
Больше всего транскрипций у Листа. Для своего любимого инструмента - фортепиано, которым Лист владел в совершенстве, он сделал транскрипции симфоний Бетховена, песен Шуберта, многих оперных страниц, в том числе - Глинки, музыку которого он очень высоко ценил. Широко известны также его парафразы на темы оперы Верди «Риголетто», делал Лист и транскрипции собственных произведений. Вы, наверное, слышали в разных исполнениях его Мефисто-вальс.
Л. В. Михеева
С этим словом мы знакомимся при изучении иностранного языка. Но обозначая буквально по-латыни переписывание (transcriptio), оно употребляется также в географии и в музыке. По существу это то же, что переложение, аранжировка, обработка. Но транскрипциями принято называть переложения виртуозного характера, в которых весьма простые в оригинале сочинения одних авторов превращаются в блестящие пьесы у других.
Великолепным мастером фортепианной транскрипции был Ф. Лист. Его транскрипции песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини, фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди стали классическими образцами этого жанра.
М. Г. Рыцарева
Публикации
- Константин Щербаков: «Музыка — моя философия, религия и судьба» (belcanto.ru) (14.02.2016 в 21:27)
- Ещё три взгляда на листовские транскрипции (belcanto.ru) (08.04.2013 в 20:37)
- Три взгляда на листовские транскрипции (belcanto.ru) (17.11.2012 в 14:00)
Произведения
- Марш и Скерцо из оперы «Любовь к трём апельсинам» (Прокофьев) (belcanto.ru) (31.08.2014 в 11:32)
- Транскрипции и парафразы (Лист) (belcanto.ru) (17.08.2016 в 11:30)