Артур Салливан
23.08.2024 в 19:57.Родина оперетты – Франция, это известно всем. Когда же речь заходит об оперетте в других странах, обычно вспоминается Австрия – об оперетте в Великобритании вспоминают реже, но и она существовала. Своим рождением английская оперетта обязана композитору Артуру Салливану.
Родина композитора – Лондон, отец его – выходец из Ирландии – руководил военным оркестром и давал уроки игры на духовых инструментах. Артур живо интересовался работой отца, осваивая различные духовые инструменты, изучая их возможности. Интерес мальчика к музыке был очень серьезным: его увлекали книги о композиторах, а в восьмилетнем возрасте Артур создал свое первое произведение – религиозный гимн. Узнав из книг, что многие английские музыканты и композиторы начинали свой творческий путь в Королевской капелле, Салливан тоже мечтал там учиться. Отец был против этого (он ведь знал, как ненадежно материальное положение музыканта), но мальчик был настойчив, и в конце концов отец согласился. Артур был принят в капеллу, где обучался у хормейстера Томаса Хелмора. Полгода спустя Артур показал Джону Смарту – органисту Королевской капеллы – гимн, который написал сам. Сочинение юного композитора исполнялось и удостоилось одобрения епископа. Позднее Смарт позаботился о публикации другого гимна, ставшего первым изданным произведением Салливана.
Четырнадцатилетний Салливан победил в конкурсе на Мендельсоновскую стипендию, благодаря которой смог два года обучаться в Королевской академии музыки, позднее – в Лейпциге. В Германии он обучался у Игнаца Мошелеса, Юлиуса Ритца. Некоторые его творения, созданные в те годы, исполнялись в Германии – в частности, Струнный квартет, удостоившийся одобрения Людвига Шпора. В качестве дипломной работы была написана музыка к пьесе Уильяма Шекспира «Буря», которая по возвращении Салливана на родину была с большим успехом исполнена в Лондоне.
В 1860-х гг. Салливан создавал гимны, песни и другие сочинения. Одновременно он работал органистом в двух храмах столицы. Создание свадебного марша к бракосочетанию принца Уэльского обеспечило ему дружбу наследника престола. В 1864 г. он создал балет «Зачарованный остров», а в 1867 г. – первую оперу, «Сапфировое ожерелье», но поставлена она не была. В том же году совместно с Джорджем Гроувом он разыскивал в архивах Вены утраченные рукописи Франца Шуберта – были найдены симфонии, песни, камерные сочинения, музыка к пьесе «Розамунда».
В 1870 г. в жизни Салливана произошла судьбоносная встреча – он познакомился с драматургом Уильямом Гилбертом, и скоро родилось их первое совместное творение – «Феспис», опера-бурлеск, которая своей сатирической направленностью походила на «Орфея в аду». В последующие годы композитор продолжал творить в разных жанрах – он создавал баллады, религиозные гимны, ораторию «Светоч мира». Когда Англию посетил российский император Александр II, именно Салливан сделал оркестровое переложение гимна «Боже, царя храни». И всё же самой примечательной областью творчества Салливана, обессмертившей его имя, стала оперетта. Во второй половине 1870-х гг. совместно с Гилбертом он создал «Суд присяжных», «Зоопарк» и еще несколько одноактных сочинений. Особый успех выпал на долю «Корабля Ее Величества “Пинафора”» – оперетта выдержала более пяти сотен представлений (а ведь в период работы над ней композитор страдал от болей, вызванных заболеванием почек). В 1880-х гг. были написаны «Пензанские пираты», в которых танцевальные сцены с участием семнадцати героинь позволяют увидеть прообраз мюзик-холла, а также «Иоланта», «Постоянство», «Принцесса Ида», и самая известная из оперетт Салливана – «Микадо». Вместе с тем композитор продолжал работать и в серьезных жанрах. Наряду с «Микадо» наиболее известным его творением является кантата «Золотая легенда», исполненная в 1886 г. на фестивале в Лидсе. Создал он и серьезную оперу – тоже в соавторстве с Гилбертом – «Йомены гвардии», но особого успеха она не имела. Тем не менее, в 1891 г. Салливан создал свое единственное сочинение в жанре большой оперы – «Айвенго», она представлялась более полутора сотен раз, была благосклонно принята критиками, но затем была надолго забыта.
Последней совместной работой Салливана и Гилберта была опера «Великий герцог», написанная в 1897 г., успеха она не имела, зато грандиозный успех выпал на долю «Рассеянного нищего» – песни на стихи Редьярда Киплинга, написанной Салливаном в 1899 г. для сбора средств в пользу семей солдат, принимавших участие в англо-бурской войне. Была собрана огромная сумма – 250 000 фунтов стерлингов. Последнее завершенное сочинение Салливана – опера на комедийный сюжет «Роза Персии», либретто которой создал Бейзил Гуд. Ее успех побудил композитора приняться за новое совместное сочинение с этим драматургом – оперу «Изумрудный остров», но в ноябре 1900 г. Артур Салливан ушел из жизни, не успев ее завершить.
Произведения
- Золотая легенда (Салливан) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 20:27)
- Микадо (Салливан) (belcanto.ru) (23.08.2024 в 21:27)