Григорий Столяров
13.04.2011 в 16:25.Годы учения Столярова прошли в Петербургской консерватории. Он закончил ее в 1915 году по классам скрипки Л. Ауэра, дирижирования Н. Черепнина и инструментовки А. Глазунова. Дирижерский дебют молодого музыканта состоялся еще в студенческие годы — под его управлением консерваторский оркестр сыграл элегию «Памяти героя» Глазунова. После окончания консерватории Столяров был участником Квартета имени Л. Ауэра (впоследствии «Петроградского»).
В первые же годы Советской власти Столяров принимает энергичное участие в строительстве народной культуры. С 1919 года он работает в Одессе, дирижирует в Театре оперы и балета, преподает в консерватории, являясь ее ректором с 1923 по 1929 год. В одном из писем к Столярову Д. Ойстрах писал: «В своем сердце я всегда храню глубокую благодарность к Вам — ректору Одесской консерватории, в которой я учился и руководил студенческим симфоническим оркестром, в котором я познавал основы музыкальной культуры и приобщался к трудовой дисциплине».
Приглашение В. И. Немировича-Данченко открывает новый этап творческой деятельности музыканта. Известный режиссер доверил Столярову музыкальное руководство театром, который сейчас носит имена К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1929). Под его управлением в Москве впервые прозвучали «Леди Макбет Мценекого уезда» Д. Шостаковича, «Тихий Дон» И. Дзержинского. Одновременно Столяров выступает в симфонических концертах, с 1934 года становится профессором Московской консерватории, преподает в Институте военных дирижеров. Во время Великой Отечественной войны Столяров выполнял обязанности директора Московской консерватории, а с 1947 года работал на Всесоюзном радио.
Последнее десятилетие творческой жизни отдано Московскому театру оперетты, главным дирижером которого он стал в 1954 году. Этот жанр давно привлекал Столярова. В молодые годы он иногда играл в оркестре Петроградской оперетты, а став директором Московской консерватории, выдвинул предложение об организации при оперном классе отделения оперетты.
Высоко ценил деятельность Столярова такой знаток оперетты, как Г. Ярон: «Огромным мастером показал себя Г. Столяров в нашем жанре. Ведь дирижеру оперетты мало быть хорошим музыкантом: он должен быть человеком театра, быть блестящим аккомпаниатором, считающимся с тем, что в оперетте актер ведет сцену, разговаривая и продолжая ее на пении; дирижер у нас должен сопровождать не только пение, но и танцы; он должен предельно владеть спецификой жанра. Работая в театре оперетты, Столяров всей душой был увлечен пьесой, действием на сцене и чутко передавал ситуацию либретто красками и нюансами оркестра... Григорий Арнольдович чудесно слышал оркестр, тонко учитывая певческие возможности того или иного артиста. Руководя оркестром, он не боялся ярких эффектов, столь необходимых в нашем жанре. Столяров великолепно чувствовал классику (Штрауса, Легара, Кальмана) и вместе с тем сыграл большую роль в дальнейшем развитии, советской оперетты. Ведь именно он первым дирижировал опереттами Д. Кабалевского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, К. Хачатуряна, несколькими опереттами Ю. Милютина и других наших композиторов. В постановки советских оперетт он вкладывал весь свой темперамент, огромный опыт и знания».
Лит.: Г. Ярон. Г. А. Столяров. «МЖ» 1963, № 22; А. Руссовский. «70 и 50». К юбилею Г. А. Столярова. «СМ», 1963, № 4.
Л. Григорьев, Я. Платек