Фриц Штидри (Fritz Stiedry)
15.04.2011 в 19:23.Журнал «Жизнь искусства» писал в конце 1925 года: «Список выступавших на нашей эстраде иностранных дирижеров пополнился крупным именем... Перед нами музыкант большой культуры и художественной чуткости, сочетающихся с недюжинным темпераментом и умением воссоздавать в прекрасно соразмеренных звучностях заложенный в трактуемых произведениях глубокий музыкально-художественный замысел. Выдающиеся исполнительские достижения Фрица Штидри были оценены слушателями, создавшими дирижеру большой успех при первом же выступлении».
Так советская аудитория познакомилась с одним из выдающихся представителей австрийской дирижерской плеяды начала XX века. К этому времени Штидри уже был хорошо известен в музыкальном мире. Воспитанник Венской консерватории, он еще в 1907 году привлек внимание Г. Малера и был его ассистентом в Венском оперном театре. Затем Штидри дирижировал в Дрездене и Теплице, Нюрнберге и Праге, став в 1913 году главным дирижером Кассельской оперы, а через год заняв аналогичный пост в Берлине. В Советский Союз артист приехал как дирижер Венской Народной оперы, где с его именем связаны были многие блестящие постановки, в том числе «Борис Годунов».
Уже во время первых гастролей в СССР Фриц Штидри развил бурную и разностороннюю деятельность. Он дал много симфонических концертов, дирижировал операми «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Аида», «Похищение из сераля». Его искусство привлекало и могучим размахом, и верностью авторскому замыслу, и внутренней логикой — словом, характерными чертами малеровской школы. Советские слушатели полюбили Штидри, который в следующие годы регулярно гастролировал в СССР. В конце двадцатых — начале тридцатых годов артист жил в Берлине, где сменил Б. Вальтера на посту главного дирижера городской оперы и возглавлял также немецкую секцию Международного общества современной музыки. С приходом к власти фашистов Штидри эмигрировал и переехал в СССР. В 1933—1937 годах он был главным дирижером Ленинградской филармонии, давал множество концертов в разных городах страны, где исполнял немало новых сочинений советской музыки. Под его управлением состоялась премьера Первого фортепианного концерта Д. Шостаковича. Штидри был также страстным пропагандистом и блестящим интерпретатором творчества Густава Малера. Центральное место в его репертуаре занимала венская классика — Бетховен, Брамс, Гайдн, Моцарт.
С 1937 года дирижер работал в США. В течение некоторого времени он руководил им же созданным оркестром общества «Новые друзья музыки», а в 1946 году стал одним из ведущих дирижеров «Метрополитен-опера». Здесь он наиболее ярко проявил себя в вагнеровском репертуаре, а в своих симфонических вечерах регулярно исполнял современную музыку. В пятидесятые годы Штидри еще гастролировал в ряде европейских стран. Лишь в последнее время артист отошел от активной исполнительской деятельности и поселился в Швейцарии.
Л. Григорьев, Я. Платек